Юбилей художественного руководителя Театра им. В. Ф. Комиссаржевской Виктора Новикова

23 марта празднует юбилей легендарный человек – художественный руководитель Театра им. В. Ф. Комиссаржевской  —  заслуженный деятель искусств России ВИКТОР НОВИКОВ.

Почему легендарный? Не только потому, что именно ему удавалось «литовать» запрещенные пьесы, не только потому, что он «открыл» многих молодых драматургов, в том числе и Григория Горина, не только потому, что круг его друзей – невероятно широк и говорит сам за себя – Михаил Швыдкой, Давид Смелянский, Михаил Барышников, Лев Додин, Вениамин Смехов, Эдуард Кочергин, Юрий Темирканов, Елена Алексеева, Николай Буров, Сергей Паршин, Владимир Гусев, Александр Калягин и многие другие… К сожалению, нет уже рядом Михаила Жванецкого, Григория Горина, Валерия Гаркалина, Георгия Тараторкина.  Это были и есть круг шестидесятников, определивших развитие российской культуры на десятилетия.

Виктор Новиков легендарен не только потому, что вот уже 55 лет он служит в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской: 24 года – завлитом крупного российского режиссера Рубена Агамирзяна, а после его смерти более 30 лет – художественным руководителем. И даже не потому, что Театр им.В.Ф.Комиссаржевской – это бренд, это символ Ленинграда-Петербурга и своей историей, и своими спектаклями.

Главное заключается в том, что Виктор Новиков сумел не только удержать модель «театра-дома», не будучи режиссером-постановщиком. Он сумел выстроить редкую систему «семейных» отношений внутри театра, когда каждый (буквально каждый!) может прийти в его открытый кабинет за помощью, когда человеческие взаимоотношения важнее, чем должностная иерархия, когда в театре служат десятилетиями, попав сюда однажды….

В чем секрет его руководства? – наверное, в человеческой порядочности, невероятной внутренней доброте, безграничном терпении и подлинной любви – к людям, к своему единственному театру, к делу, которым он занимается всю жизнь. Он никогда не стремился к наградам, званиям, не забывая, тем не менее, артистов и работников своего театра. Он невероятно скромен в своих потребностях и для себя ничего не просит. Он никогда не стремился к славе, признанию, известности, всегда оставаясь немножко в тени. И, тем не менее, его любят очень и очень многие люди – и в родном театре-доме, и в родном Ленинграде-Петербурге, и в Москве, в России и за ее пределами.

Две комнаты в коммунальной квартире на Исаакиевской, в которой Виктор Новиков жил со своей женой Ларисой, стали центром притяжения для творческой интеллигенции Ленинграда и Москвы. Его творческий путь четко рассекается на два этапа: С 1968 по 1991 гг. Новиков В.А. был правой рукой Рубена Агамирзяна. Это новиковское «сверхчувствование» помогало ему «угадывать» молодых драматургов, находить из «большого сора» те пьесы, которые нужны были театру в конкретное время. Именно ему во времена советской цензуры удавалось «литовать» запрещенные пьесы, открывать молодых драматургов. Он открыл театру имя Григория Горина: на сцене театра им. В.Ф. Комиссаржевской состоялся дебют блестящего драматурга, были сыграны 6 его пьес, в том числе и последняя.

В лихие  1990-е надо было выживать. Надо было удержать на плаву корабль. Сохранить атмосферу театра-дома. Пришлось вырабатывать свои приемы общения с труппой. Если у режиссера конфликт с актером гасился в процессе репетиций, то у нового худрука-театроведа был другой инструмент – открытые письма к труппе, которые вывешивались и вывешиваются за кулисами. Поводы всегда разнообразные, – от лирико-юбилейных до трагических. Со временем сложилась летопись жизни.

Виктору Новикову удаётся предугадывать драматургию, необходимую сегодняшнему времени, режиссеров, «слышащих» время, предчувствовать зрительский интерес. Именно в таком соединении возникли постановки Г.Дитятковского, А.Баргмана, Л.Алимова, Р.Габриа, отмеченные высшими театральными премиями России и Санкт-Петербурга (в том числе и за последние годы): «Мизантроп» Ж.-Б.Мольера, «Трепет моего сердца» Х.Левина, «Моя дорогая Не1епе» по пьесе А.Чехова «Дядя Ваня», «Дуэль» А.Чехова — лауреаты высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», ставшие участниками и лауреатами российских и мировых фестивалей.

В 2018 г. на пост главного режиссера Новиков В.А. пригласил Л.Алимова, определив, таким образом, совместно с режиссером новую линию театра — обращение к русской классической литературе в реалиях сегодняшнего времени. Так возникли спектакли «Доктор Живаго» по роману Б.Пастернака, «Обломов» по роману И.Гончарова, «Двадцать минут с ангелом» А.Вампилова, «Дуэль» по рассказу А.Чехова, спектакль-концерт «Я вернулся в мой город…» по стихам, воспоминаниям и песням легендарных ленинградцев-петербуржцев.

Также по выбору и инициативе Новикова В.А. возникают спектакли приглашенных режиссеров по пьесам современных зарубежных драматургов: «Если бы знать…» Э.-Э.Шмитта (режиссер О.Куликов), «Беглянки» К.Дютюрона (режиссер Л.Алимов), «Трепет моего сердца» Х.Левина, «Анна в тропиках» Н.Круза (режиссер А.Баргман).

В декабре 2020 года театр получил высокую награду «Звезда Лихачева»: за стойкость и неоценимый вклад в поднятие духа несгибаемых ленинградцев в годы фашистской осады города на Неве, а также за сохранение и развитие лучших образцов мировой театральной культуры». В январе 2020 к 76-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады по инициативе Новикова В.А. Торговый дом Пассаж и Театр им. В.Ф. Комиссаржевской совместно подготовили цикл «Мы помним»: это была выставка, посвященная работе Городского (Блокадного) театра в Ленинграде и бесплатный концерт в галерее Пассажа. В дни пандемии театр активно работал под руководством Новикова В.А.: были организованы циклы «Шекспировские чтения», «Театр-школе», показ лучших исторических спектаклей театра, была создана серия фильмов, посвященных блокаде Ленинграда и военному времени: «20 дней до Победы: «IN МЕМОRIAM», «Посреди победной тишины», «Песня о Земле: военный цикл Владимира Высоцкого», воспоминания заслуженного артиста России Валентины Паниной», «Фронтовые воспоминания народного артиста РСФСР Николая Боярского. Читает заслуженный артист России Александр Вонтов», фильм-послесловие «Эхо Победы»).

В 2022 году Новиков В.А. пригласил к сотрудничеству молодого режиссера Романа Габриа, который поставил два интересных спектакля — «Моя дорогая Не1епе» по пьесе А.Чехова «Дядя Ваня» и спектакль «Барон Мюнхгаузен» — дань памяти близкому другу Театра, близкому другу Новикова В.А. — Григорию Горину. В 2022 году по инициативе Новикова В.А. был возобновлен спектакль «В осколках собственного счастья», созданный в 2016 году еще при жизни автора — Михаила Жванецкого. Спектакль гастролировал с большим успехом в Москве в Ленкоме. В марте 2023 года Театр совместно с Культурным фондом Михаила Жванецкого представляет выставку «Жванецкий и Габриадзе. Линии», на которой можно увидеть рисунки Резо Габриадзе к книгам Михаила Жванецкого, фрагменты рукописей этих изданий, редкие фотографии.

В декабре 2022 г. по инициативе Новикова В.А. Театр отметил два 100-летия: Николая Боярского — одного из первых артистов Блокадного театра, и Рубена Агамирзяна, руководившего театром с 1965 по 1991 гг. Были организованы временные выставки, бесплатные экскурсии.

Новиков В.А. неоднократно входил в жюри конкурса «Истории о Пассаже и Петербурге». Совместно с библиотеками, культурными центрами, музеями Театр устраивает творческие встречи с артистами (в Библиотечно-культурном комплексе им. А.В. Молчанова, в Театральной библиотеке и пр.).

В 2021 году Театр им. В.Ф. Комиссаржевской стал партнером литературных online марафонов «Шварц.соm»: «Я пишу жизнь!», «Зощенко.соm», III Международного литературного online марафона «Довлатов.соm»: «Три города Сергея Довлатова: Ленинград — Таллинн — Нью-Йорк».  

Новиков взял на себя ответственность за жизнь целого театра, и многого добился в развитии дружбы и сотрудничества с различными театрами других стран, сохранении русского репертуарного театра и такого понятия, как «театр-дом». Именно в период его руководства театру был присвоен статус «Академический».

Сегодняшний театр продолжает лучшие традиции Блокадного театра, театра Агамирзяна, и ищет современный язык для сегодняшнего зрителя. «При Новикове театр, много лет бывший монорежиссерским, стал местом встреч с людьми разных воззрений и дарований… «Опыт, сын ошибок трудных» подсказывает ему, сколь важно сочетать традицию и новации. Не пренебрегая услугами сугубых традиционалистов, он ищет тех, кто способен привлечь в театр новое поколение зрителей» (Е.Алексеева. «Парень из горячего цеха»/ Независимая газета).