Выставка «Картина мира. Иллюстрации к философским сочинениям от античности до Нового времени» в Музее печати
5 марта 2020 года в 18.00 в Музее печати (наб. реки Мойки, 32) открывается выставка книжной графики «Картина мира. Иллюстрации к философским сочинениям от античности до Нового времени». В экспозиции представлены графические циклы Виталия Окуня, Петра Перевезенцева и Александра Кобяка к книгам Лукреция, Блаженного Августина и Эдгара По, выпущенным в свет издательством «Вита Нова» в серии «Философский зал».
Философия — некая пограничная территория между наукой и искусством, между миром и душой человека, его сознанием и подсознанием. Именно поэтому над книгами из серии «Философский зал» издательства «Вита Нова» работают и научные редакторы, и художники.
«О природе вещей» Тита Лукреция Кара — одна из самых удивительных поэм в литературе. Убеждённый материалист древнего Рима передал своё вполне научное миропонимание гекзаметром. Ижевский художник Виталий Окунь дал парадоксальный изобразительный эквивалент стихам Лукреция. Главное для Окуня — атомистическое понимание Вселенной римлянином. Мир в иллюстрациях сложен из блоков, он механистичен и трагичен, возможно, ещё и потому, что сейчас-то мы знаем, что атом может взорваться.
«Исповедь блаженного Августина» — одна из вершин христианской богословской и философской мысли и одновременно вершина мировой психологической прозы. По сути дела, это первая современная автобиография, где точное описание окружающего быта соединено с психологией наблюдателя, человека, ищущего истину. Московский художник Пётр Перевезенцев строит зримый мир исповеди епископа. Именно строит: его иллюстрации монументальны, архитектурны. Перед нами поздняя Римская империя и в то же время взыскующая истины человеческая душа.
Экспозиция, начинающаяся иллюстрациями к гекзаметрической научной поэме материалиста-атомиста, закономерно завершается научной поэмой в прозе: сочинением мистика, чьими прозрениями восхитились позднейшие учёные. «Эврика» — последнее произведение Эдгара Аллана По, не замеченное современниками, чтобы быть замеченным и отмеченным спустя столетие. Миру, сложенному из атомов-кирпичиков, миру-механизму, который описал Лукреций, только предстояло накрениться и в теории, и на практике, а американский фантаст почувствовал это и предсказал многое — от теории Большого взрыва до чёрных дыр. Перед петербургским художником Александром Кобяком стояла нелёгкая задача встать вровень с гениальной интуицией Эдгара По. Художник с этой задачей справился. Сюрреалистичность его рисунков идеально аккомпанирует парадоксам создателя детективного жанра.