Творческий юбилей Евгении Игумновой, актрисы Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

24 марта – творческий юбилей заслуженной артистки России Евгении Игумновой, актрисы Театра им. В. Ф. Комиссаржевской.

Глядя на эту актрису, сложно представить, что она служит в театре уже 30 лет… Тем не менее, 30 лет назад она была принята в театр им.В.Ф.Комиссаржевской, будучи еще студенткой. И все эти годы остается верной родной сцене. Ее самая первая главная роль в спектакле «Недомерок» не только открыла городу актрису тонкую и неординарную, но и оказалась счастливым билетом: Евгения Игумнова была выдвинута на «Золотой Софит» в номинации «Лучший дебют». С тех пор она сыграла множество разнообразных и разноплановых ролей, многие из которых были главными. Но до сих пор она не перестает напряженно трудиться, готовясь к новой работе, новой роли.

Сегодня актриса занята в 6 постановках («Живой товар», «Мизантроп», «Двенадцать месяцев», «В осколках собственного счастья…», «Барон Мюнхгаузен», «Безымянная звезда»), и завтра состоится премьера 7-го спектакля «Месяц в деревне», где Евгения Игумнова сыграет главную роль Натальи Петровны. Именно в этой работе как будто соединились разные грани женских образов, сыгранных актрисой. Невероятное разнообразие оттенков, нюансов, тонкие психологические повороты страстной женской натуры во всю мощь открываются здесь: от обволакивающей нежности до тигриной ярости, от любовного томления до еле сдерживаемой ненависти к сопернице, мужу, Беляеву, всеми миру… И кажется, будто и не актриса перед нами, а несчастная женщина, закованная в собственную ловушку влюбленности, связанная этим домом, семьей, устоями и традициями… Никто и ничто не спасет ее от самой себя… Как отчаянно и мощно играет это состояние Евгения Игумнова, не боясь быть необаятельной, некрасивой, с искаженными чертами нежного лица… И как тонки, резки и великолепны ее переходы от барской усталости, нежного томления, женской прелестной снисходительности и кошачьей грации к почти звериной ярости раненого животного…. Глубокое погружение в материал, высочайший профессионализм, особость таланта и тонкий музыкальный слух, повернутый в «сегодня», в происходящее здесь и сейчас – вот, наверное, те «маяки» роли современной Натальи Петровны, исполненной заслуженной артисткой России Евгенией Игумновой в спектакле Романа Габриа «Месяц в деревне».

Коллеги об актрисе:

Заслуженный артист России ЕВГЕНИЙ ИВАНОВ

Евгения Игумнова – Женечка, Женюра, тезка. Говорить, что она – великолепная актриса, по-моему, глупо. Она действительно великолепная актриса: она актриса разная, владеет языком разных жанров и владеет этим языком очень лихо. Она умеет играть разные материалы. Но на мой взгляд, она еще не достаточно раскрылась. Если появится режиссер, который увидит в ней не то, что видят все, а что-то большее, то наверняка она откроется нам в каких-то других качествах, которые, я уверен, в ней есть.

Для меня знаковой была работа с ней в постановке «Лето и дым»: тот путь, который мы с ней прошли при рождении этого спектакля, я не забуду никогда – он был этапным, потому что было удивительное единение партнерское, настоящее проникновение в материал. Как тонко она тогда работала в этой истории!  — мне показалось, что мы высекли тогда очень правильную и точную искру.

С каждым режиссером она находит свой язык: это природа актерская, очень богатая природа,  основанная, может быть и на генах замечательных– и мама, и папа ее имеют прямое отношение к творчеству.

У Женкчки есть еще одно очень редкое качество – она всегда является сотворцом роли : то, что предлагает ей режиссер и исходит из материала, она всегда использует, берет в плюс, но при этом предлагает что-то свое собственное, из чего высекается ее «музыка». То, что предлагает Женя,  —  всегда в контексте роли, в контексте материала, не противоречит режиссерскому решению, что говорит о ее профессионализме и очень богатом опыте.

Я не знаю, как она работает над ролью, но когда она приходит на репетицию, кажется, что это для нее легко и просто,  хотя я убежден, что проделан фантастически большая работа, которую никто не видит.  Этому нас учили в институте,  — погрузиться в материал, понять, что хочет режиссер, его замысел, ознакомиться с чем-то большим, написать «судьбу» персонажа… И это часть профессии.

Она всегда слышит и видит партнера,  но очень требовательно относится к партнеру и к тому, чтобы замечания режиссерские были выполнены. Еще она замечательный импровизатор: может, не нарушив концепции режиссера, конструкции самого спектакля, удивить.

Мы познакомились на спектакле «Игрок» — это была моя первая работа. К этому времени  у Жени уже была большая роль в «Самоубийстве влюбленных на острове Небесных сетей»,  еще она играла в «Даме с камелиями», а я был туда введен на роль Армана. Мое первое впечатление о ней — актриса замечательная, великолепная, искрометная, необычная, нестандартная, и в этом есть прелесть. А по-человечески – удивительная. Когда я приезжал к ней домой, она была очень гостеприимна  — накормит, напоит, всегда выслушает, всегда спросит о маме, спросит, не нужно ли чего, как я себя чувствую.

В своем «человеческом» мире она невероятно добра, снисходительна,  гостеприимна и абсолютно бескорыстна. Она слышит боль другого человека, ее чувствует, она небезучастна ко всему происходящему.

Как я уже говорил, хотелось бы пожелать роли, о которой она мечтала, где бы ее раскрыли, режиссеры увидели бы в ней новые качества, новые  грани ее таланта. Наверняка найдется такой человек.  А по-человечески –жить полной счастливой жизнью, не болеть, быть любимой, любить – в гармонии.

Заслуженная артистка России ВАЛЕНТИНА ПАНИНА

Я ей подарок приготовила – часы такие настенные, и хотела бы, чтобы она по ним исчисляла время. Часы – это герб России. Когда я была еще маленькая, увидев этот герб, подумала: «Боже мой, как интересно – один орел смотрит на восток,  другой  — на запад, а мы — в центре…» . Вот для меня Женечка –олицетворяет для меня герб России – у нее папа китаец (то есть в ней есть корни этой китайской мудрости, невероятной вот этой духовной культуры Востока), и в то же время она в себе воплощает мировую культуру, будучи здесь, в России. И для меня очень значима ее ценность, фигура.  А часы эти я дарю ей для того, чтобы они отщелкивали то время, когда наступит  единение народов: когда мудрость одних, тонкость других, духовность третьих соединятся в единое целое. Есть стихотворение знаменитое: «и настанет день, когда люди в счастливую семью объединятся…».

Актриса – это продолжение человека. Она для меня – это мудрость Востока, культура и достояние Запада.

Мне очень нравится, что она занимается с ребятами, как она к ним относится – мне это бесконечно дорого, и это наше будущее.

Женя — ученица Александра Аркадьевича Белинского, и у меня такое ощущение, что любимая ученица.  Для меня Александр Аркадьевич – это особый человек в моей жизни, поэтому интерес к пришедшей Женечке был большой. И она своего учителя оправдала, потому что занимает в театре место особое — по уважению к ней, по ее театральным работам, которые достойно оценены не только нами, товарищами по сцене и по перу, но и серьезными комиссиями разными. И то, что у нас одна гримерная на троих – (Танечка Самарина, Женя и я) – мне очень импонирует. Она восхищает меня какой-то изысканностью, шармом.  В нашей гримерной на подоконнике стоит ее кофемашина, которая пользуется большой любовью среди нас, и ощущение от кофе, что он тоже особенный.  Всё, что с ней связано, всегда очень красиво — вещь ли это,  косметика, которая очень красиво расположена на ее столике…

Еще раз хотела упомянуть, что мне очень понравилась ее увлеченность педагогикой. Это совсем не простая штука – я попробовала, но у меня сил не хватило. Может быть,  было поздновато…А она молода, полна сил, энергии, желания отдавать другим свои умения, свою любовь к театру, к искусству. Она водит своих детей к нам на спектакли, и я видела их глаза на экзамене, где присутствовала в качестве члена экзаменационной комиссии —  ребята наполнены ее энтузиазмом, ее светом, ее любовью и к людям, и к искусству.

 Заслуженная артистка России ОЛЬГА БЕЛЯВСКАЯ

Она замечательный человек, очень мудрая женщина, подруга, и, несмотря на то, что я ее старше, дает очень полезные советы.

Известный режиссер Александр Аркадьевич Белинский выпускал у нас спектакль «Недомерок». Я репетировала главную роль, и он в какой-то момент сказал, что приведет на эту роль еще свою ученицу. Это была Женя Игумнова, которая репетировала и даже пошла первым составом, поскольку была молоденькая (девочке-недомерку по роли — 12 или 13 лет).  Когда была моя премьера, она пришла, посмотрела весь спектакль и подарила мне огромный букет роз… Это говорит о ее мудрости – врожденной, природной…

Она партнер очень тонкочувствующий, видящий всё, слышащий всё, откликающийся – и это замечательно.  Мы играли вместе в «Горячем сердце», «Самоубийстве влюбленных на Острове Небесных Сетей». С ней очень легко репетировать. Тем не менее, она требовательная,  задает вопросы, думает, как выстроить свою роль, свой образ, требует разъяснений, если что-то непонятно, по-разному пробует.

Я хочу пожелать ей многие лета творчества, интересного, вдохновляющего проекта в театре и кино, пожелать, чтобы дети радовали своими успехами, была любовь.

*Фото предоставлено Организатором