Премьера спектакля «Смерть Тарелкина» в Балтийском Доме

Премьера

26, 27 июня 2021 года

Совместный проект Театра-фестиваля «Балтийский дом» и продюсера Леонида Робермана

А.В. Сухово-Кобылин

СМЕРТЬ ТАРЕЛКИНА

Футуристическая кибертрагикомедия

Режиссер – Оскарас Коршуновас

16+

КоршунОвас – запомните, ударение в фамилии литовского режиссера ставится на второе О. В ближайшее время вы будете произносить его имя довольно часто. Хотя бы в попытке объяснить: а что же  такое «футуристическая кибретрагикомедия». Один из самых ярких и непредсказуемых европейских мастеров сцены, без которого невозможно представить современный театр, представляет главную премьеру сезона – «Смерть Тарелкина».

Впрочем, фанатов Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» знакомить с Коршуновасом не надо: все его премьеры (10!) проходили на петербургской сцене.  Сегодня его спектакли идут по всему миру: от США до Австралии. Его имя чаще других режиссеров, значится в афише Авиньонского фестиваля  – девять спектаклей.  С 2021 года Коршуновас художественный руководитель Литовского Национального драматического театра.

Когда наступят времена Тарелкиных? Выгляните в окно – они никуда и не уходили.

Александр Васильевич Сухово-Кобылин написал пьесу «Смерть Тарелкина» в 1869 году и навсегда оставил литературу, скрылся от мира. Поэтому, на самом деле, нет в русской литературе драматурга  более загадочного, чем Сухово-Кобылин. С одной стороны – мрачный философ, ранимый, сомневающийся художник, автор замечательной сатирической трилогии,  всю жизнь страдающий от царской цензуры. С другой – денди, завсегдатай балов, острослов, пользующийся бешенным успехом у женщин и…фигурант громкого уголовного дела о загадочном убийстве гражданской супруги. Все эти парадоксы жизни и творчества нашли отражение в его пьесах. Среди которых  «Смерть Тарелкина» –  страшная сказка, абсурд которой заключается в том, что она, по заверению драматурга,  «написана с натуры».

Возможно, Сухово-Кобылин даже и не предполагал, что фантастические реалии его пьесы-шутки перешагнут через века.  В начале XX века сценические эксперименты со «Смертью Тарелкина» Всеволода Мейерхольда получили статус «легендарной вещи». В 1983 году Товстоногов поставил  одноименную оперу-фарс, ставшую громким событием театральной жизни всего СССР.  Оскарас Коршуновас обозначил жанр спектакля как «футурстическая кибертрагикомедия».  Мы попросили рассказать почему:

– Такого жанра вообще не существует. Мы долго думали, какое дать определение спектаклю,  чтобы звучало посильнее, и скорее даже в шутку придумали «кибертрагикомедия». На это футуристическое решение подтолкнули две вещи. Первая – знаменитая постановка Мейерхольда, отсылки к которой будут и у нас. Вторая – сам Сухово-Кобылин. В тексте есть все то, что было в его время, остается в современном мире и в современной  поп-культуре: оборотни и вурдалаки, детектив и комедия. Но что страшнее всего осознавать – ждет нас в будущем.

Прошлое, настоящее и будущее сойдутся в премьере Оскараса Коршуноваса «Смерть Тарелкина». История Тарелкина – череда эффектных превращений, к которым он прибегает, чтобы решить все свои проблемы. Только для начала новой жизни недостаточно притвориться другим человеком. Надо сделать так, чтобы в твое перевоплощение поверили все окружающие. Нашему герою не повезло. Нашелся тот, кто оказался быстрее, выше, хитрее.    И тут начинается совсем другая игра – абсурдное следствие по делу о пришельце «с того света». Игра, которая может закончиться цифровым бессмертием или…полным факапом, что на языке геймеров означает «провал».

В спектакле заняты: Андрей Архипов, Владимир Бойков, Михаил Брискин, Игорь Гоппиков, Дехиар Гусев, Кирилл Гусев, Елена Карпова, Олег Коробкин, Егор Лесников, Мария Лысюк, Юлия Мен, Александр Передков, Станислав Шапкин, Александр Чередник, Анна Щетинина. 

Фото предоставлено Театром-фестивалем «Балтийский дом»