Открытие выставки «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева»

«ЛЮБОВЬ К ТРЕМ АПЕЛЬСИНАМ. ВЕНЕЦИЯ КАЗАНОВЫ – ПЕТЕРБУРГ ДЯГИЛЕВА»
18 ноября 2022 – 16 апреля 2023

17 ноября в 17.00 в Шереметевском дворце (наб. Фонтанки, 34) XIII Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» в партнерстве с Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства представит межмузейный выставочный проект «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева», который посвящен отражению образа Венеции XVIII века в культуре Серебряного века. 

Джакомо Казанова и Сергей Дягилев выступают в этом проекте как символы своих эпох. Интерес русской культуры начала ХХ века к венецианскому сеттеченто, подогретый «Историей моей жизни» Казановы, сильнейшим образом проявился не только в изобразительном, но и в сценическом искусстве. Импровизационная стихия комедии дель арте, творчество Гольдони и Гоцци стали источниками вдохновения для Серебряного века. Более того, современники Дягилева часто стилизовали не только искусство, но и жизнь под эту воображаемую Венецию эпохи Казановы.

Именно Гоцци и его первая фьяба (сказка) «Любовь к трем апельсинам» объединяют в новом выставочном проекте Венецию и Петербург, итальянское сеттеченто и Серебряный век – короткий век «русского Ренессанса». Выставка построена как драма в четырех актах. В первом акте «Венеция в Петербурге Серебряного века» заявлены основные мотивы: карнавальность «веницейской жизни», а также свойственные ей театральность и чувственность. Второй акт «Арлекины Серебряного века» посвящен сценическим исканиям Всеволода Мейерхольда и его соратников. В третьем акте «Езда в остров любви» сделан акцент на жизнетворчестве богемы Серебряного века, творившей жизнь по образцу комедии дель арте. Четвертый акт «Маскарад. Время закатов» — трагический финал эпохи, который предсказан в ее последнем спектакле, поставленном по пьесе Лермонтова «Маскарад» Всеволодом Мейерхольдом на сцене Александринского театра: премьера 25 февраля 1917 года совпала с началом Февральской революции.

Выставочный проект состоялся благодаря активной поддержке отечественных музеев и частных коллекционеров. Помимо Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства в выставке принимают участие 19 партнеров. Работы венецианцев Луки Карлевариса, учителя знаменитого Каналетто, и Пьетро Лонги, мастера жанровых сценок, которых почти нет в музеях России, предоставил Государственный Эрмитаж. Из Третьяковской галереи приедут работы «трех С» Серебряного века – Н. Сапунова, С. Судейкина и К. Сомова, а Русский музей выдает даже такие хиты своей экспозиции, как портрет Мейерхольда кисти Б. Григорьева и «Ужин» Л. Бакста. Государственный исторический музей предоставил уникальный портрет Казановы в молодости, написанный его братом. Редчайший экспонат из коллекции Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства — полный костюм Коломбины, который сшила для себя по эскизу С. Судейкина Ольга Глебова-Судейкина, легендарная Коломбина Серебряного века и одна из героинь ахматовской «Поэмы без героя».

Гости выставки увидят и работы из частных коллекций. Это портрет юного Дягилева кисти К.  Сомова из коллекции Алексея Савинова, картина С. Судейкина «Моя жизнь. Привал комедиантов» из собрания Валерия Дудакова, а также композиция «Мейерхольд, уходящий в ночь» из коллекции Дмитрия Чуковского, созданная учеником Мейерхольда В. Дмитриевым незадолго до трагической гибели режиссера. Без этих работ, экспонируемых крайне редко, выставка лишилась бы важных красок. Кроме того, в Шереметевском дворце впервые встретятся написанные Т. Гиппиус три портрета ключевых фигур Серебряного века — Любови Блок, Александра Блока и Андрея Белого — из собраний Мемориальной квартиры Андрея Белого (филиал Государственного музея А. С. Пушкина), Пушкинского дома и Музея Блока (филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга).

Специально для выставки Илона Маркарова (Театро Ди Капуа) совместно с Джулиано Ди Капуа и Денисом Антоновым создала аудиоспектакль на основе стихов, мемуаров, писем действующих лиц Серебряного века. Будет также издан альбом-каталог выставки.

Только в первые три дня работы выставки 18, 19, 20 ноября Антон Адасинский и его театр Derevo Laboratorium покажут премьеру спектакля «Пристанище», на который режиссера вдохновила концепция выставки.

Кураторы выставки – Наталья Метелица (СПГМТиМИ) и Аркадий Ипполитов (Государственный Эрмитаж).