ХХХII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом»
В афише ХХХII Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» 13 спектаклей, каждый из которых уникален и не похож на остальные сложностью тем и проблем, режиссерским подчерком и драматургической основой. Но и в этом разнообразии есть свои акценты, объединяющие всю программу в единое целое – ТЕАТР НАШЕГО ВРЕМЕНИ.
Свои лучшие спектакли на фестивале представят ведущие российские театры: Государственный академический театр имени Евг.Вахтангова, Российский государственный театр «Сатирикон» им. Аркадия Райкина, Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова, Театр Школа Современной пьесы, Театр-фестиваль «Балтийский дом» и продюсерский центр Леонида Робермана, Сахалинский Международный театральный центр им. А.П.Чехова (Чехов-Центр).
В особом фокусе фестиваля работы молодых режиссеров – участников проекта Московского Театра Юного Зрителя – сцена «Игры во флигеле»: Елизаветы Бондарь, Андрея Гончарова и Виктории Арчая.
Знаковое место в программе занимают спектакли театров из Беларуси: Республиканского театра белорусской драмы, ТриТформаТ и Белорусского государственного театра кукол.
В рамках офф-программы пройдут традиционные «Някрошюсовские чтения», в этом году посвященные русской актерской школе; научно-практическая конференция, темой для которой послужила новая белорусская драматургия.
Акцент на эксперимент
Фестиваль откроет премьерная постановка Театра-фестиваля «Балтийский дом» – «Как Арапа женили. Невероятные приключения Петров Великих и прадеда Александра Пушкина в прошлом, настоящем и будущем», режиссер Виктор Крамер. 29 сентября зрители встретятся с Петром Великим и Екатериной Великой, Ибрагимом Ганнибалом, великим князем Меншиковым. Встретятся и … удивятся. Ведь всем известная история в этой постановке перепета, перетанцована и пересказана языком XXI века. В главной роли з.а. России Григорий Сиятвинда.
Акцент на классику вне времени
30 сентября, 1, 2 октября на сцене Александринского театра состоитсяпетербургская премьера спектакля «Война и мир» Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова (показ спектакля осуществляется совместно с Международным театральным фестивалем «Александринский»).
«Для театра всегда интересен слом истории, переход эпох. Спектакль требует элегантности, простоты. Нужно и можно нарушать представление о том, как надо. Не бояться. Всё пробуждают воспоминания. Память – это «родина души». И эта родина детства присутствует не только как тема спектакля. Всё идет из детства», – рассказывает о спектакле режиссер Римас Туминас. В музыкальную ткань партитуры спектакля композитор Гиедрюс Пускунигис включил фрагмент из музыки Фаустаса Латенаса к легендарному спектаклю Римаса Туминаса «Вишневый сад» (1990) как дань светлой памяти Маэстро. В постановке заняты звезды вахтанговской сцены среди которых народные артисты России Сергей Маковецкий, Ирина Купченко, Ольга Тумайкина, Людмила Максакова и Евгений Князев.
Продолжая тему классики, режиссер Юрий Бутусов о своей премьере «Р» в Российском государственном театре «Сатирикон» им. Аркадия Райкина говорит так: «Мне давно очевидно, что это не мы выбираем пьесу, а она выбирает нас тогда, когда это нам необходимо. В этом спектакле нет протеста, есть только невообразимое удивление перед человеческой природой, есть только тоска о времени, которое уходит, хотим мы этого или нет… Хотелось бы, чтобы это была история о том, что искусство способно лечить реальность, лечить жизнь, лечить людей…». В роли Антон Антоновича Сквозник—Дмухановского – Тимофей Трибунцев, в роли Ивана Александровича Хлестакова – Константин Райкин. Показы пройдут 7, 8 октября.
Акцент на личность
Спектакль по собственной пьесе поставил в Российском государственном академическом театре драмы имени Федора Волковапетербургский режиссер Борис Павлович. Премьера «Циолковского» состоялась в канун 60-летия первого полета человека в космос. И все, кто 11 октября придет на фестивальный показ, получат уникальную возможность приобщиться к рождению самой идеи космических полетов. «На самом деле это, скорее всего, житие, потому что Циолковский не просто ученый, а мученик космоса. В литературе такого жития нет, поэтому мы его сделали в театре сами», – говорит о постановке Борис Павлович.
«Борис Годунов» Пушкина – опаснейшая вещь. Сугубо нетрадиционная. Как картина Пикассо, написанная еще до передвижников и академистов. Пушкин написал это хулиганство 200 лет назад, мы к нему привыкли, как привыкают к разбитому окну. Оно уже не опасно, осколки уже не режутся и из него уже не дует. Нужно искать остроту в другом месте. Может быть, надо еще раз разбить», – считает режиссер Дмитрий Крымов, представивший совместно с продюсером Леонидом Роберманом свою версию «Бориса Годунова».Отдельного внимания заслуживает звездный актерский состав «Бориса». Показы спектакля пройдут 14, 15 октября.
Акцент на жизнь
Чудо в одном действии увидят зрители 12 октября. В спектакле Иосифа Райхельгауза «Ангелы вышли покурить» (Театр Школа Современной пьесы) сплетаются земное и духовное, бытовое и религиозное, смешное и печальное – несовместимые, казалось бы, противоположности – и заставляют зрителя сопереживать героям, для которых ответ на вопрос «верю – не верю» оказывается вопросом выбора жизненного пути.
13 октября Сахалинский Международный театральный центр им. А.П.Чехова представит спектакль «Горка». В основе постановки одноименная пьеса Алексея Житковского – современного драматурга из Нижневартовска – признанная лучшей пьесой 2018 года по версии премии «Кульминация». Это рассказ о молодой воспитательнице детского сада Насте, будни которой похожи на ежедневный подвиг, где среди всех проблем и забот нужно остаться человеком, способным на добро, любовь и заботу. Режиссер Марфа Горвиц, известная зрителям фестиваля «Балтийский дом» по спектаклю «Мой внук Вениамин» с Лией Ахеджаковой в главной роли, разыграла эту историю маленького человека в виде драматического хорала – через пластику и музыку к самой сути.
Белорусский акцент
Беларусь – страна с давней театральной традицией. Но в современном белорусском театре в глобальном смысле произошла смена матрицы – благодаря молодым режиссерам изменился сам способ театрального мышления, появились творческие коллективы с особенным взглядом и особенным почерком.
Республиканский театр белорусской драмы, образованный в 1990 году как театр-лаборатория для поддержки и развития белорусской драматургии, сегодня создает спектакли на острые социальные темы, экспериментирует, активно занимается поиском новых форм и жанров в театральном искусстве. На фестивале 2 октября творческий коллектив представит свою премьерный спектакль «Камень глупости», режиссер Дмитрий Зимин. Современная история драматурга Константина Стешика – это меланхоличные сцены из жизни человека, который после сложной операции начинает остро ощущать бессмысленность происходящего в его жизни и вокруг. И что делать?
Спектакли режиссера Татьяны Самбук, ученицы Сергея Соловьева, в театральном проекте «ТриТформаТ» удивляют новым взглядом на классику. 3 октября зрителей ждет встреча с «Карениной» в исполнении известной белорусской актрисы Веры Поляковой.
Надо ли пересказывать содержание раннего цикла рассказов «Записки юного врача» Михаила Булгакова? Скорее всего – надо. Молодой доктор, вчерашний студент, отправляется в провинциальную глубинку, чтобы стать главным и единственным врачом. И вот… О его жизни 4 октября расскажут актеры Белорусского государственного театра кукол. Можно сказать, что зрителей ждет встреча с героями классической истории, если бы не режиссер спектакля Евгений Корняг. В каждом своем спектакле он мастерски расставляет загадки, разгадывать которые непросто и увлекательно. В целом «Записки юного врача» – это драматический спектакль, в котором присутствуют элементы театра кукол, пластического и психологического театра, а также звучат зонги.
Акцент на молодых
В 1990 году спектаклем Камы Гинкаса «Играем “Преступление”» по роману Достоевского Московский ТЮЗ открыл новую сцену под названием «Игры во флигеле». Проект пережил моменты славы и полного забвения, пока в 2015 году родился вновь, став площадкой
где идут очень разные спектакли: режиссеров молодых и мастеров, великие романы и короткие рассказы, вчера появившиеся пьесы и классика девятнадцатого века. На фестивале будет представлено три спектакля молодых режиссеров, которые с успехом идут в камерном белом зале во флигеле.
«Семья Грей», режиссер Андрей Гончаров – это спектакль о любви внутри одной большой семьи.
«Пятая печать», режиссер Елизавета Бондарь – это спектакль о судьбах четырех человек, мимо которых несется к финалу страшная война, а что еще страшнее – и сама жизнь.
«Человеческий голос», режиссер Виктория Арчая – премьера, о которой еще ничего неизвестно, но уже говорят.
Петербургский акцент
Важной частью фестиваля станет Петербургская программа под лозунгом «Смотрите, кто пришел», в которую войдут пять спектаклей режиссеров – главных действующих лиц театральной жизни нашего города, ярко проявивших себя в этом сезоне.
Акцент на образование
Офф-программа фестиваля
- III Някрошюсовские чтения.
Напомним, Някрошюсовские чтения – это уже традиционная профессиональная дискуссия, включающая в себя серию мероприятий, направленных на изучение теоретических и практических аспектов современного театрального процесса. Впервые конференция прошла в 2020 году и была посвящена творчеству Эймунтаса Някрошюса, режиссеру, с именем которого был неразрывно связан фестиваль «Балтийский дом» и в память о котором и было принято решение ежегодно осенью проводить данный проект. В 2021 году главной темой диалога стала советская и российская драматургия периода 1936–2021 гг.
В 2022 году разговор пойдет о русской актерской школе, вопросах театрального образования, проблемах воспитания актеров и их вовлеченности в современный театральный процесс. Об особенностях преподавания исполнительских дисциплин и воспитания творческой личности будут говорить известные театральные педагоги, режиссеры, руководители творческих вузов и мастерских России в режиме живого диалога и онлайн-выступлений.
- Научно-практическая конференция, посвященная современной белорусской драматургии, которую проведет известный драматург и режиссер Дмитрий Богославский, пьесы которого не раз были включены в лонг- и шорт-листы конкурсов «Свободный театр», «Евразия», «Действующие лица», становились победителями конкурса «Любимовка». Именно он станет проводником в мир тем и текстов своих соотечественников, тех, кто вотличи от него, еще не знаком широкому кругу зрителей и не был представлен российскому профессиональному сообществу. В рамках конференции пройдут театрализованные читки, встречи-знакомства авторов и молодых режиссеров и, конечно же, открытые дискуссии, направленные на расширение творческих связей.
XXXII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» станет своеобразным путеводителем по театру нашего времени, высвечивая и неожиданные акценты, и знаменитые имена, и, самое главное, открывая дорогу новому.
Традиционная поддержка фестиваля
XXХII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» пройдет при поддержке Министерства культуры России, Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга.