Театр им.В.Ф.комиссаржевской представляет: 30 лет на посту художественного руководителя Виктора Новикова
В марте Театр им. В. Ф. Комиссаржевской отмечает 30-летие творческой деятельности заслуженного деятеля искусств России ВИКТОРА НОВИКОВА на посту художественного руководителя. А 23 марта Виктор Абрамович празднует день рождения.
30 лет вы руководите театром. Какие этапы у театра случились за этот период?
После 90-х образовалась другая страна: другое взаимоотношение между людьми, другое понимание нравственности, смысла жизни – всё совсем другое. Тогда, в 1992 году, неожиданно для меня труппа проголосовала за то, чтобы я стал художественным руководителем. Возможно, потому что я был правой рукой Рубена Агамирзяна, возможно, потому что часть народа боялось новых режиссеров, новых людей – кто бы пришел и начал строить по-своему новый театр. И они не просчитались, потому что за свою жизнь я практически никого и не уволил, наоборот – только кого-то приглашал. Приглашал тоже не так много, потому что рассчитывал на ставящих у нас режиссеров, которые могли предложить кого-то, кого, как им кажется, не хватает в труппе.
Было много молодежи, я не ожидал, что все с большой скоростью постареют. А те, кто казались нам пожилыми, им было тогда по 45-50 лет… Агамирзян ушел из жизни в 69 лет – и мне тогда казалось, что он – глубокий старик, понимаете? – это другой взгляд на мир…
Когда я стал художественным руководителем, я четко сформулировал для себя и актеров, какая свобода принадлежит им, а какая – мне. Но главным для меня и сейчас остается то, что я не признаю фашизма, не признаю доносительства. И с первых же дней в моем кабинете – а я продолжал сидеть до пожара в своем старом завлитовском кабинете – не было надписи, что здесь сидит художественный руководитель. Ее и сейчас нет. Хотя на других кабинетах надписи были: главный художник, директор и т.п. И еще: я никогда не закрываю дверь в кабинет. Если я в театре – дверь открыта. И это значит только одно: любой работник театра может сюда прийти, обсудить свои проблемы.
Режиссеры были разные, во всяком случае, театр всегда существовал достаточно спокойно для того, чтобы возникала творческая атмосфера. Я получаю от этого удовольствие, и это очень важно.
В 1992 году я пригласил режиссера Володю Воробьева, это было полезно и даже необходимо для нашего театра на тот момент. Он поставил интересные спектакли «Убийство Гонзаго» и «Прощай, клоун». Тогда у меня не было представления о том, что при художественном руководителе можно взять главного режиссера. Через некоторое время я понял, что это крайне важно. После Воробьева был Слава Пази, который поставил два спектакля – «Даму с камелиями» и «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей». Ему предложили возглавить театр Ленсовета, и он ушел туда.
Достаточно большой период в театре работал Александр Исаков. Он поставил более 10 спектаклей, в том числе «Незнайка на луне», «Французские штучки», «Кин IV», «Близнецы», «Чичиков» и др.
Мы приглашали на постановки В. Смехова, М. Козакова, Д. Астрахана, Л.Стукалова, К.Ласкари, С.Черкасского, А.Белинского, П. Шерешевского. Много спектаклей поставил Валерий Гришко.
Через некоторое время, будучи в Македонии, я увидел на фестивале очень интересный спектакль молодого режиссера Александра Морфова и пригласил его к нам на постановку. Он поставил замечательный спектакль «Буря» У.Шекспира, который до сих пор (24 года!) сохраняется в нашем репертуаре. После этого мне пришла в голову мысль – а не сделать ли его главным приглашенным режиссером? – и воплотил это. Саша Морфов поставил у нас 5 спектаклей и создал новое направление в театре – очень живое, творческое, радостное. . Его присутствие в театре – один из важных этапов в жизни коллектива. А потом после него был Саша Баргман. Он, конечно, наследник Саши Морфова впрямую, и это неслучайно: он играл у него и в «Дон Жуане», и в «Ваале». Он был его любимым актером, и Морфов его очень ценил. Саша оказался и талантливым режиссером – работать с ним очень интересно. Здесь он поставил 5 спектаклей по произведениям современных авторов Х.Левина и А. Володина, И.Вилквиста, М.Вишнека, Н.Круза.
Вот, наверное, самые важные этапы большого пути театра. Сейчас главный режиссер у нас – Леонид Алимов. Его спектакли «Обломов», «Дуэль», «Я вернулся в мой город…», «Двадцать минут с ангелом», «Доктор Живаго» по произведениям классиков пользуются зрительским успехом. Три спектакля «В осколках собственного счастья», «Женщина-змея» и «Мизантроп» поставил Григорий Дитятковский. Продолжает работать и Александр Баргман. Недавно мы пригласили Романа Габриа, который по знаменитой пьесе А.Чехова «Дядя Ваня» поставил очень неожиданный спектакль «Моя дорогая Helene».
Сегодня, наряду с режиссером-постановщиком, огромную роль в театре играет художник, который является полноценным соавтором спектакля. Со времен Агамирзяна у нас работали разные художники, в том числе и молодой Эдуард Кочергин, который начал здесь свою творческую карьеру в качестве главного художника театра. Были Д.Боровский, И.Габай, М.Китаев, С.Пастух, А.Горенштейн, Р.Акопов, И.Сумбаташвили, М.Азизян, А.Орлов, И.Чередникова, В.Фирер, Э.Капелюш и др.
Сегодня главным художником театра является очень талантливый молодой художник Анвар Гумаров, который в прошлом сезоне стал обладателем «Золотого Софита» за сценографию к спектаклю «Дуэль».
Я бы хотел, чтобы в театре была насыщенная жизнь, чтобы параллельно ставили спектакли как минимум три режиссера.
Что еще важное? Наверное то, что мне удалось открыть театру мир. В этом была заслуга и Давида Смелянского, который некоторое время был директором нашего театра, затем – Юрия Шварцкопфа, сменившего его на это посту. Не буду скрывать – и от меня кое-что зависело…У нас было огромное количество поездок – мы объездили почти всю Европу. Были в Америке, Японии, Китае, Грузии, Турции, Эстонии, Германии, Латвии, Чехии, Словении, Сербии, Алании, Израиле, Италии, Белоруссии, Венгрии, Македонии, Украине, Румынии, Албании, на Кубе, в США, Черногории, в российских городах. Театр — инициатор и активный участник Новой Европейской Театральной Акции (New European Theatre Action — NETA), постоянно становился участником известных мировых и российских фестивалей.
За последние несколько десятилетий и даже несколько лет изменилось многое: меняется страна, меняется понятие нравственности.
Самое главное, что мне хотелось бы – это сохранить атмосферу, которая существует у нас в театре с давних времен, во многом и благодаря гастролям. Обычно мы ездили на гастроли на 2-3 месяца – это цементировало театр, труппу, отношение друг к другу. А для меня это важно – внутреннее дружество, которое существует внутри театра. Безусловно, есть и определенные правила. Когда я сказал, что ненавижу фашизм и унижение личности, это были не просто слова. То, что я не позволяю другим, я в первую очередь не позволяю себе. Со всеми у меня нормальные добрые отношения — со мной очень трудно поссориться. Агамирзян мог войти в конфликт с любым актером, а потом на репетиции из него выходил. Я же могу делать актерам замечания, но не вхожу в жесткий конфликт. Я могу простить очень многое, если человек не совершает подлости.
А что главное в театре сегодня, сейчас?
Я могу сказать только знаменитую фразу, которую люблю очень: «Не изменяйте идеалам юности». Мы все стареем, переходим из одного поколения в другое. Девочкам, которым совмес недавно было по 25 – уже за 70…
Тем не менее, у нас есть единство, определенное еще Блокадным театром. Когда мы собираемся на открытие сезона и в памятные даты (дни снятия и прорыва блокады Ленинграда, день Победы…), то всех вспоминаем – и тех, с кем работали, и имена первых артистов Блокадного театра. Старшие из нас еще их застали, выходили вместе с ними в спектаклях, а сегодня рассказывают об этом молодым актерам. У нас в Малом фойе есть стена, где фотографии нас сегодняшних, а слева – это называется «стена плача» – все ушедшие актеры, которые сыграли значительную роль в жизни нашего театра. Пока мы вспоминаем, пока мы говорим о них – значит, еще все живы.
Я не знаю, что будет дальше, как будет меняться театр. Но это неизбежно. Потому что театр – не музей и не может быть кладбищем – это живое искусство. И это дело молодых больше всего. Но молодость проходит моментально. Как есть поговорка: пока мы жалуемся на жизнь, она проходит…
Молодые уже не знают многих легендарных актеров, писателей, у них свои кумиры и в музыке, свои художники, которых в свою очередь мы не знаем…. И совместить наши миры очень сложно. Высоцкий, Окуджава, Галич, Ахмадулина, Ким – ты произносишь эти имена для какой-то группы молодежи, а они уже не знают… Разве что Высоцкий еще на слуху… Значит, приходит другое время и на слуху уже другие имена….И, тем не менее, снова возвращаются и к Григорию Горину, Александру Володину, александру Вампилову, не говоря уже о великих русских классиках.
Вы не пожалели, что вся ваша жизнь принадлежит театру?
Нет. Я пришел в театр на год, думал об аспирантуре и не представлял себе, что театр так быстро засасывает. Это огромный мир для тех, кто сюда попадает…
В репертуаре театра есть спектакль «Если бы знать». Человек выбирает, по какому пути пойти… Вот если бы вам предоставить снова этот выбор?
Думаю, что никакой другой жизни я себе представить не могу…В свое время моя мама говорила: «Сыночек, надо стать врачом, потому что в тюрьме врачу легче…»
Что сейчас театр? Поле примирения, отдохновения, спасительный корабль?
Он помогает выжить. Я вхожу в театр – и всё. Очень многое меня может не устраивать в жизни, но есть какой-то внутренняя атмосфера театра, где мы можем репетировать, говорить. И даже если у всех разные точки зрения, то театр объединяет. Приходит публика, а выходят зрители. Если их спектакль завораживает, то это дорогого стоит. О чем мы говорим? Об одном. Основные темы какие? Любовь, измена, преданность: жизнь и смерть. Основные понятия о том, как мы живем и как мы уходим. Что с нами происходит. Как я уже говорил – «не изменяйте идеалам вашей юности». Что это значит? — то, что мы когда-то думали в молодости, важно сохранить. А всё, что происходит, все сюжеты в Библии описаны. Ничего нового. Но мы почему-то к этому возвращаемся снова и снова и всегда по-разному: мы любим по-разному, мы умираем по-разному, сочиняем по-разному. Но все равно всё делается от любви. Любовь может быть, как ты знаешь – к земле, к родине, к улице, к женщине – разные типы любви. Но это всё – проявления любви. Как говорил Александр Володин – «с любимыми не расставайтесь…»
Из биографии:
Родился 23 марта 1943 года в городе Пугачев Саратовской области, окончил школу и после годичной работы санитаром Областной клинической больницы поступил в Театральный институт на театроведческий факультет. После окончания института работал редактором Ленконцерта, а с 1968 по 1991 гг. в театре им. В.Ф. Комиссаржевской — заведующий литературной частью. С 1991 года — художественный руководитель театра. Имеет многочисленные печатные работы, является членом Бюро Санкт-Петербургского отделения Союза Театральных Деятелей, членом Номинационного Совета высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». Заслуженный деятель искусств России, лауреат премий им.А.Толубеева, «Петрополь».
Жена — Новикова Лариса Романовна, заслуженный работник культуры России, зам. Председателя Союза театральных деятелей С.-Петербурга.
Дочь — Новикова Катерина Викторовна, кандидат искусствоведения, начальник Пресс-службы Большого театра России.