Танцы во дворце Белосельских-Белозерских
23 октября Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр приглашает провести увлекательный танцевальный «Музыкальный час».
Начнется концерт с «Приглашения к танцу» Карла Марии фон Вебера – композитор посвятил произведение своей жене, певице Каролине Бранд, и зашифровал в сюжете историю их встречи и зарождающейся любви. Пьеса была написана для фортепиано, но мировую известность принесли ей оркестровые переложения. Это – «поэма вальса», любимейшего танца XIX века, который Вебер одним из первых ввел в профессиональную музыку.
Следом прозвучат Прелюдия и Мазурка – эффектные номера из балета «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» Лео Делиба. Поставленный в 1870 году в парижской Гранд Опера, спектакль входит в круг хореографических шедевров XIX века и по сей день сохраняется в театральном репертуаре. Сохранив сюжетную канву новеллы Гофмана «Песочный человек», авторы «Коппелии» создали лирическую комедию, в центре которой – образ девушки, которая хочет проучить своего неверного возлюбленного. Музыка балета перестает быть «служанкой хореографии», превратившись в равноправный компонент спектакля: так рождалась идея симфонизированного, драматического балета, достигшая своего апогея в творчестве П.И. Чайковского. «Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое, гармоническое», – писал русский мастер, изучая партитуры Делиба при работе над своим «Лебединым озером». Отдельные номера «Коппелии» часто исполняются и на концертной сцене.
Продолжит программу «Пляска смерти» Камиля Сен-Санса. Творчество композитора, прожившего исключительно долгую творческую жизнь (в 5 лет он уже сочинял танцевальные пьесы и вокальные миниатюры, а последние сонаты написал в 85 лет, незадолго до смерти), охватывает практически все музыкальные жанры. В «Пляске смерти» Сен-Санс обращается к знаменитому образу эпохи Средневековья. Программой симфонической поэмы послужило стихотворение Анри Казалиса о пляске скелетов в зимнюю ночь под аккомпанемент Смерти, играющей на скрипке. По словам русского критика Ц.А. Кюи, Сен-Санс воплотил этот сюжет «легко, шутливо, со скептицизмом девятнадцатого века». На премьере слушателей поразили оркестровые эффекты: ксилофон изображает перестук костей, солирующие литавры передают удары каблука Смерти, петух кричит «голосом» гобоя, а солирующая скрипка, на которой Смерть играет свой дьявольский танец (по авторскому указанию – «в темпе вальса»), звучит в резко измененном строе: две верхние струны образуют интервал, в Средние века называвшийся «дьяволом в музыке».
И в завершение – Норвежские танцы Эдварда Грига, запечатлевшие яркую самобытность норвежского фольклора. Норвежские танцы Грига столь же популярны, как Венгерские танцы Брамса и Славянские танцы Дворжака. Композитор бережно обработал фольклорные темы из сборника Линдемана, сохранив особенности норвежской народной музыки, – яркий контраст энергичных мужских танцев и плавных женских, своеобразные ритмы и необычные гармонии.
Дирижирует СПб ГАСО –лауреат международного конкурса, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории, дирижер Симфонического оркестра Карельской филармонии и Самарского академического театра оперы и балета – маэстро Алексей Ньяга.
Концерт состоится 23 октября во Дворце Белосельских-Белозерских (Невский пр. 41).
Начало в 16.00 часов.