Проект «Музыка военной поры». Дню Победы посвящается
Нынешний год – знаменательный для Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра и для культурной жизни Санкт-Петербурга. Художественный руководитель и главный дирижёр СПб ГАСО, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России Александр Титов отмечает 70-летний юбилей.
Одним из важнейших проектов в череде праздничных мероприятий, посвященных юбилею Маэстро, станет презентация грандиозного аудиопроекта «Музыка военной поры», которому нет аналогов в музыкальном мире. Проект, созданный по инициативе Александра Титова, представляет собой серию записей сочинений, написанных в годы Великой Отечественной войны. Эту антологию можно назвать бесценным документом, «музыкальной летописью» эпохи. Масштабы проекта по-настоящему впечатляют: с 2008 года записаны 23 диска, последний из которых – с музыкой Арама Хачатуряна, а общее количество записей в перспективе может составить не менее 100.
В День Победы, 9 мая, уникальная аудиобиблиотека «Музыка военной поры» будет впервые открыта для прослушивания на официальном сайте оркестра.
«После «Антологии русской симфонической музыки» Евгения Светланова ни один дирижер в России не отваживался на проекты такого масштаба. Лишь сейчас появилась серия записей, сопоставимая по объему представленных в ней раритетов со светлановской “Антологией”», – рассказывают о проекте Александра Титова в своей рецензии композиторы Федор Софронов и Владимир Тарнопольский.
«Музыка военной поры» открывает целый культурный пласт времен Великой Отечественной войны – неизвестную или забытую в наши дни музыку тех лет. Это уникальное собрание воскрешает целую эпоху, и создание его потребовало от дирижера колоссального труда на протяжении 16 лет.
Александр Титов, один из самых авторитетных мастеров интерпретации музыки XX века, рассказывает о деле своей жизни:
«Очень важно, что в рамках серии звучит музыка действительно высокой пробы, возрождаются композиторские имена, по ряду причин не пробившиеся «на передовую» отечественного искусства и практически не появляющиеся в современной концертной афише. Это Лев Книппер и Орест Евлахов, Александр Мосолов и Гавриил Попов, Юрий Кочуров, Виссарион Шебалин, Владимир Щербачёв, Леонид Половинкин и многие другие».
Целому ряду записей, вошедших в серию, предшествовала большая архивная, исследовательская, издательская работа: поиск партитур, их оцифровка, а в некоторых случаях – восстановление, редактура и оркестровка нотного текста. Многие произведения до сих пор безмолвно скрыты в архивах и еще ждут своих исполнителей, слушателей и исследователей, поэтому работа над проектом не прерывается и будет продолжаться.
В рамках серии «Музыка военной поры» записаны также и общепризнанные шедевры, созданные в годы войны: среди них Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича, Пятая симфония Сергея Прокофьева, Концерт для голоса с оркестром Рейнгольда Глиэра и другие известные сочинения.
Все записи осуществлены Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Александра Титова. В числе солистов – виолончелисты Дмитрий Хрычёв и Дмитрий Ерёмин, скрипач Михаил Крутик, кларнетист Александр Васильев, певицы Олеся Петрова, Ольга Трифонова, Ольга Кондина, певцы Борис Степанов, Андрей Славный, Борис Пинхасович, в записях участвовал также Камерный хор Смольного собора (ныне Концертный хор Санкт-Петербурга).
С каталогом аудиозаписей и подробностями проекта можно ознакомиться на официальном сайте оркестра https://spb-orchestra.ru/muzyka-voennoj-pory/ и в социальных сетях СПб ГАСО. Последующие записи будут постепенно выкладываться на сайте оркестра.
Фотограф — Даниил Рабовский