Петербургский этап XIII Международного фестиваля «Монокль»
С 11 февраля по 9 марта в Санкт-Петербурге пройдет XIII международный фестиваль моноспектаклей «Монокль». По сложившейся традиции программа театрального форума включает два этапа: петербургский и международный.
Петербургский этап: 11 по 22 февраля (12 спектаклей);
Международный этап: с 2 по 9 марта (10 спектаклей).
В петербургскую программу вошли работы актеров ведущих городских театров. Спектакли второго этапа будут показаны в двух форматах: офлайн и онлайн.
Всего зрители и жюри увидят 19 моноспекталей, язык которых чрезвычайно многообразен и отражает актуальные направления театрального искусства: от визуальных, кукольных до социальных и документальных.
Представляем программу Петербургского этапа: Петербургская повесть
С 11 по 22 февраля петербургские артисты Театра-фестиваля «Балтийский дом», Театра «ЦЕХъ» и Александринского театра, театра им. Ленсовета и Санкт-Петербургского Театра Поколений, Театра кукол «Конфитюр», Театра «Монплезир», Театра «Особняк» представят на суд зрителей и жюри 11 моноспектаклей. Каждый спектакль – откровенный разговор тет-а-тет актера и зрителя на совершенно разные темы: от рассказов Михаила Зощенко до документального репортажа из горячей точки.
Откроет Петербургский этап спектакль «Сектор Газа». 11 февраля зрители увидят финальную часть документальной трилогии «Одиссея», в рамках которой режиссер Анатолий Праудина проводит исследования на тему «Человек и война». Спектакль «Сектор газа» – совместный проект ЦЕХЪ театра и Театра-фестиваля «Балтийский дом». Летом 2019 года Анатолий Праудин, Игорь Каневский и актер Виктор Бугаков работали в качестве волонтеров на границе с сектором Газа, в зоне вооруженного конфликта. Наблюдения, исследования и впечатления, приобретенные в экспедиции, послужили материалом для создания спектакля.
Спектакль «Петербургская повесть или тень императора» (режиссер – Александр Стависский)
представит Андрей Балашов. Герой спектакля – талантливый актер, оказавшийся без работы и без средств к существованию, переживающий острый духовный кризис, волею судьбы оказывается исполнителем роли Петра Первого, только сценой для него становятся улицы и площади Петербурга…
А зрителями – зрители фестиваля «Монокль».
А вот моноспектакль «Записки нервного капельдинера» создан на основе рассказов Михаила Зощенко «Мадонна», «История болезни» и других. Маленький человек Василий Былинкин в спектакле, по замыслу режиссера и актера Игоря Волкова, неожиданно оказывается служителем Александринского театра, капельдинером. И тут начинается самое интересное.
Увидеть, как между артистом Дмитрием Поднозовым и режиссером Алексеем Образцовым тает LED, можно будет 13 февраля. Конкурсный спектакль сложно описать, ведь он ограничивает доступ к жизненно важным элементам мозга и оставляет человека в расслабленно недоуменном состоянии… Готовы?
Наталья Дондик из театра кукол «Конфитюр» пригласит зрителей в «Ленинградский дворик». Это спектакль о том, что одна из наших родительских задач – дать детям такую связь со своими корнями, которая станет их опорой в будущей жизни. Может ли сегодня быть что-то важнее?
Автобиографическое произведение Михаила Булгакова «Записки покойника» для режиссера и актера Игоря Ларина стало поводом для исследования магической природы театра. Ларин играет один всех персонажей этой смешной и грустной истории, продолжая свои поиски на ответы о смысле жизни художника в искусстве. И зрители, конечно же, отправятся на поиски вместе с ним.
Спектакль «Неслучайный попутчик» – это своего рода разговор актрисы Татьяна Шуклина и режиссера Максима Карнаухов со зрителями о непрекращающемся стремлении в прошлое и о тоске по несбывшемуся, о преодолении границ и о памяти.
Две актрисы, Дарина Одинцова, Ася Ширшина, две женщины и пустое пространство сцены. Монолог, диалог, концерт – все сливается воедино, образуя мощную силу. «Суад» режиссера Алексея Янковского – спектакль про насилие и любовь, испытание и стремление к счастью, боль и силу духа.
Моноспектакль Юлии Лашмановой «Ахиллес» посвящен ее отцу – Заслуженному тренеру России Алексею Лашманову. «Ахиллес» – это история про человека, который родился на свет «не таким». История про паралимпийца, про тренера и про отца. Это история вымученного успеха и затяжного падения. Это путь из маленькой-маленькой деревни за Байкалом в Лондон.
«Концерт по заявкам» неповторим и сложен, втягивает как в омут, течет свободно, так как обусловлен логикой рациональных движений, но иррациональным фактором являются эмоциональные, скрытые с первого плана переживания героини, в исполнении Аси Ширшиной, которые разрушают в итоге спокойное внешнее течение ее жизни и саму жизнь. Спектакль погружает в глубокую задумчивость, растворяя любого, кто готов быть к нему внимательным.
Пока шумит прибой прогрессивной повестки дня, пока ломаются копья и
зазубриваются мечи деятелей поля актуального театра, пока вскипают телеграммы
наимоднейших авторов и авторок Fuck up theatre отправляется в недалекое прошлое
в спектакле «Небесная соль» вместе со
зрителями, актрисой Анной Донченко и
режиссером Николаем
Русским.
Марианна Коробейникова представит постановку «Следы материнских морей», режиссер Екатерина Максимова, по повести Марины Цветаевой. Спектакль полон образов – музыкальных и визуальных, полон необычных персонажей – от Метронома до крутящейся Табуретки, и, конечно, полон музыки – живой, настоящей, морем затопляющей всю историю и ее свидетелей. И, самое главное, он полон Мариной Цветаевой.
Фестиваль проходит на конкурсной основе. Компетентное жюри определит обладателей Гран-при и Первой премии Петербургского этапа, которые получают право участия в Международном конкурсе.
Факты о международном фестивале моноспектаклей «Монокль»
- Первый фестиваль «Монокль» прошел в 1997 году. С той поры он проводится один раз в два года.
- Среди участников первого «Монокля» был Армен Джигарханян. Его моноспектакль «Последняя лента Крэппа» дважды прошел при полных аншлагах.
- Почетным гость IVфестиваля была н.а. Грузии и Армении Софико Чиаурели со своим спектаклем «Любовная отповедь».
- Именно фестиваль «Монокль» открыл зрителям Евгения Гришковца, который «ворвался» в мир моноспектаклей со своей работой «Как я съел собаку».
- Чаще всего на фестивальной сцене шли разные варианты пьесы Жана Кокто «Человеческий голос».
- В 2021 году побит рекорд фестиваля по количеству присланных заявок. На участие претендовало 183 кандидата.
Фото предоставлено Театром-фестивалем «Балтийский дом»