60 лет актеру Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Константину Демидову

20 мая 60 лет отметит удивительный, любимый, нежный, веселый, добрейший, отзывчивый, легкий человек и актер великолепной школы Константин Демидов. Про него не получается писать академично, поэтому текст получился в чем-то очень личный и неформальный.

Константин Демидов. Когда только-только поступаешь в театр и твоё сердце еще трепещет от обилия новых людей, которые присматриваются к тебе, изучают, ты еще под микроскопом всеобщего внимания, – а Константин берет тебя в охапку, приносит бутылку вина, начинает знакомить со всеми, давая каждому шуточные характеристики, – и вот ты уже как будто в своей компании, дома, среди родных и близких, чьи имена еще не совсем запомнил, но уже включилось отопление и ты разомлел/ла… И ты «со своими», и всё хорошо и уже не страшно…. Вот такой он, Костя Демидов, готовый включить это самое отопление в самые суровые холода.

А потом ты подходишь к нему и говоришь: «Костя, люди хотят увидеть театр изнутри» — и вот он берет уже человек 30 в охапку, поднимает их на колосники, спускает в люк, летает по бельэтажу вместе с ними, лебединым размахом открывая им тайны нашего уникального старинного театра…

А потом, в Малом фойе, дает практически мастер-класс, устраивая настоящее актерское представление, рассказывая о тайнах той самой манящей актерской профессии…

А вот он с букетами едет поздравлять наших «блокадных бабушек», помня до мельчайших подробностей жизнь и родственников каждой из них, окутывая их облаком такой невероятной любви, что даже те, кто не помнит своего имени, вспоминают его, Костю.

А вот кто-то приводит ребятишек за кулисы – и для каждого Костя достает из своего тайничка подарок (машинку, раскраску, конфеты и пр.), у каждого спрашивает, как зовут, что любит-не любит. И – помнит этого каждого!

Ну и конечно – Новый год! Все театральные дети помнят Деда Мороза именно таким – высоким, озорным, с цепким взглядом, умеющим подпрыгивать, летать и кувыркаться.

Их гримерка с Георгием Алексеевичем Корольчуком – то самое «лобное» место, человеческое сердце театра, где всегда выслушают, найдут, чем и как утешить, развеселят, обнимут и поймут….

Костя-актер: в шестом классе поступил в Театр юношеского творчества во Дворце пионеров, где сыграл свою первую роль — поэта Зяблика (мечтателя из Саранска) в пьесе А. Арбузова «Город на заре». Как это было – вряд ли кто-то расскажет, а вот у Константина надо бы расспросить….

Поступил в ЛГИТМиК на курс профессора Рубена Агамирзяна, уже бывшего к тому времени 15 лет главным режиссером Театра им.В.Ф.Комиссаржевской. Агамирзян тщательно подбирал труппу (в основном, состоящую из его учеников), и по возвращении Константина из армии пригласил сюда. С тех пор прошло 37 лет, Константин Вячеславович стал не только ведущим актером, но и преподавателем актерского мастерства. Но ни разу за все эти годы он не усомнился в правильности своего выбора – профессии, Мастера, Театра.

Работал в качестве ведущего на Ленинградском радио (Радио-Петербург), Радио России, в радиопередаче «Пионерская зорька». Участвовал в радио-спектаклях, ставших золотым фондом русского театра по произведениям Р.Киплинга, Л.Толстого, О.Уайльда, П.Бажова, Ж.Верна, Г.-Х. Андерсена, Ш.Руставели, А.Пушкина, М.Твена, Н.Гоголя, А.Куприна и др.

В кино его режиссерами стали А.Белинский, И.Макаров, В.Рыбарев, А.Сокуров, А.Максимков, А.Балабанов и др. Он снялся в фильмах «Стыдно быть несчастливым», «Подвиг Одессы», «Железный дождь», «Комедия строгого режима», «Замок», «Начальник каруселей», «Русский ковчег» и др.

За годы работы в родном театре он сыграл 55 ролей, причем 30 из них – в первое десятилетие службы актером.

Особо можно выделить центральные роли в спектаклях «С днем рождения, Ванда Джун!», «Дневник Анны Франк», «Цезарь и Клеопатра», «Полоумный Журден», «Царь Борис», «Шут Балакирев», «Утоли моя печали…», «Юмор висельника». В знаменитом спектакле В. Пази «Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей» Константин сыграл главную роль Дзихэя, которая была высоко оценена ведущими критиками Петербурга. Сыграл в спектаклях по произведениям М.Булгакова, А.К.Толстого, Н.Саймона, Г.Горина, Б.Стейвиса, Б.Шоу,  Ф.Достоевского, М.Себастиана, В.Шендеровича, А.Дюма-сына, Дж.Ричардсона, Ж.Ануя, М.Тикамацу,  С.Маршака, А.Островского, Ги де Мопассана, А.Вампилова, С.Маршака, И.Гончарова, Ж.-Б.Мольера, А.-Р.Лесажа, М.Вишнека и пр.

Я никогда не забуду, как режиссер Владислав Пази сказал про него (а он маленький эпизод играл в «Даме с камелиями») – «это просто блестящий характерный актер». И действительно, когда он играет характерные роли, он меня подкупает, удивляет и радует. Как, например, в спектакле «В одном департаменте» — несколько ролей сразу – очень разнообразно, и на него смотреть интересно на сцене (актриса Светлана Слижикова).

«Константин Демидов бесподобно выступает в роли портного Петровича («и всех других мужчин»), персонажа карикатурного и мистически зловещего, горького пьяницы, пошившего пресловутую шинель, бывшего крепостного. Отпускная бумага его, вольная грамота, занимает почетное место в рамочке на стене; впрочем, здесь такой густой концентрат подлинно театрального внимания к мельчайшим деталям и к слову автора, что текст спектакля читается жадно, взахлеб, и никак не наешься, а будто пьянеешь от еды…»

(М.Кингисепп …И другие лица/ рецензия на спектакль «В одном департаменте…»// Инфоскоп)

Критику М.Кингисепп вторит и другой автор: «Изюминкой всего спектакля была роль Константина Демидова: Петрович, портной, на все руки умелец и мастер своего дела, когда дело касается выпивки. Персонаж Демидова ходит по сцене с утюгом, как со смыслом жизни. Он общается при помощи него с женой, собирает в него деньги, практически пьет из него утренние порции положенного угощения» (В. Зинякова. Преступление и безумие в одном департаменте// Musecube)

Запугивание дьяволом и доведение до смерти девяностодвухлетней матушки воспринимаются не тяжелее, чем песня полковника — рыцаря любви (Константин Демидов) в инвалидном кресле, которого будоражат хорошенькие женщины и все, что его предков заставила совершить Жанна Д’Арк. «Errare humanum est» (человеку свойственно ошибаться), вещает судья, и уже страдания из-за потери молодого любовника и поместья можно пережить так же, как и сбритые усы мужа, о которых рассказывает Жанна (Анастасия Мельникова). Рядом с рождением семи детей соседствует смерть солдат, мечтающих утопить все ружья, пойти купаться и рыбачить (И.Зайцева. Errare humanum est/ рецензия//Арт-журнал «Около», 3 июля 2023)

Дзихэй, сыгранный Константином Демидовым, — простак, чудак и несчастный влюблённый в одном лице. Эти темы актёр развивает неслиянно, направляет их по разным векторам. Вот Дзихэй узнаёт, что обманут; пока простак растерян и обескуражен, а чудак очертя голову совершает самые нелепые поступки, несчастный влюблённый продолжает вести мелодию страдания. Вот Дзихэй приходит к решению навсегда отказаться от Кохару; Дзихэй-семьянин, Дзихэй-торговец вторит уговорам жены — но разве участвует в этом диалоге Дзихэй-влюблённый? В то время как Дзихэй-чудак вызывает у родственников настороженные подозрения, а Дзихэй-простак искренне верит в своё отречение, несчастный влюблённый блуждает где-то в иных пространствах. Актёр играет не разные грани характера или психологии своего героя, а разные грани бытия, разные плоскости человеческого существования. (https://ptj.spb.ru/wp-content/themes/ptj_shurix/images/facebook-help.pngА.Варламова. Сети земные и небесные/ о спектакле «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей»// Петербургский театральный журнал, 1995. №8)

Вот здесь на фото Генри с сыновьями — он в центре, на троне, они — вокруг (…).Младшенький — Джон (К. Демидов) — папочкин любимчик, слабенький, трусливый, плаксивый. Развитие душевных качеств застряло где-то в промежутке между детской вредностью и взрослой подлостью. К. Демидову удалось сыграть настолько противного, пакостного мальчишку, что зрители не выдерживали и громко возмущались…. (Л.Шитенбург. Сказки королей/о спектакле «Лев зимой»// Петербургский театральный журнал, 1995. №8)

Вполне узнаваемый тип, свойственный любому историческому времени, создал К.Демидов в спектакле «Обломов» по одноименному роману И.Гончарова (режиссер – Л.Алимов): «перед нами – галерея типов, отчего постоянно вспоминаешь то Гоголя (…),  то Салтыкова-Щедрина (Константин Демидов безжалостен к своему персонажу, чиновному карьеристу Судьбинскому)» (Е. Алексеева. Мой идеал теперь – хозяйка// Санкт-Петербургские ведомости).

Константин Демидов – коренной ленинградец, подлинный петербуржец – чуткий, интеллигентный, очень внимательный, обладающий «той самой» генетической памятью от поколения к поколению…

Его учитель (и учитель основного «костяка» комиссаржевцев) учил их тому, что, прежде всего, актер должен быть личностью. Должен быть человеком. Рубен Сергеевич прошел войну, и своим ученикам передал эту память. Константин Демидов был ликвидатором Чернобыльской аварии, одним из первых, кто занимался устранением ее последствий.

Наш художественный руководитель Виктор Новиков, покинувший нас несколько месяцев назад, говорил про Демидова: «Костя никогда не хвастается своими заслугами и, думаю, даже не использует те блага, которые ему за это полагаются (не берет лишнего отпуска и пр.). Многие годы он является председателем профсоюза в нашем театре, и для Кости организовать и оказать помощь своим товарищам – это святое дело. Он может за кого-то идти на плаху, отстаивать (неважно, прав он или не прав), оспаривать мнение руководства и т.д. У него всегда и на всё есть своя точка зрения. С ней можно не соглашаться, но то, что этот человек упрямый, человек с повышенной ответственностью за всё происходящее в мире, в городе, в театре, — это безусловно».

В спектакле «Прикинь, что ты – Бог» его герой, опытный снайпер, учит новичка убивать людей. Как ему, человеку бесконечно доброму, удается так достоверно и точно сыграть человека-машину, человека без эмоций, человека как продолжение винтовки – остается загадкой. Но делает он это великолепно, из-за чего возникает огромный ком в горле, страх и боль…

В недавней премьере театра «Новеллы о любви» по произведениям Ги де Мопассана Константин сыграл несколько ролей: трех полковников в разных новеллах и отца в новелле «Буатель». Получились очень любопытные работы, отражающие разные грани творчества актера: тут и яркий неприкрытый комизм, шутовство, нежность, ирония, драматизм.

А вот что пишет самый близкий Константину человек в театре – народный артист России Георгий Корольчук:

«Дорогие мои люди!  День сегодня хороший! Шестидесятый день рождения нашего товарища, первоклассного артиста, педагога, общественного деятеля, правдолюба и правдоруба, звонкого и неунывающего Константина Вячеславовича Демидова.

Можно продолжить звучный перечень праздничных эпитетов, подходящих для поздравления и чествования Константина Вячеславовича. Думается, мало кто не согласится с этим.

А, если Константин твой друг?   А Константин мой друг.

Что позволено говорить о друге публично?    То, что он мой друг!

А если Константин старинный друг?    Да, Константин мой старинный друг.

Стоит ли перечислять способности и богатства души старинного друга? Нужно ли листать страницы многолетней дружбы? Просто надо по-прежнему верить, надеяться и любить».

Вот на этой удивительной и высокой ноте Георгия Корольчука мы временно заканчиваем рассказ про целую октаву клавиатуры Театра им.В.Ф.Комиссаржевской – Константина Демидова…

Ближайшие спектакли с его участием: 

23 мая — «Новеллы о любви» по произведениям Ги де Мопассана

27 мая, 24 июня — «Двадцать минут с ангелом» А.Вампилова

28 мая, 28 июня — «Прикинь, что ты — Бог» М.Вишнека

1 июня — «Утоли моя печали…» С.Буранова

3, 27 июня — «Обломов» по роману И.Гончарова

6 июня — «В одном департаменте» по повестям Н.Гоголя

21 июня — «Безымянная звезда» М.Себастиана

*Фото предоставлено Организатором