«Гретель и Гензель»

«Гретель и Гензель» — это переосмысление классической сказки братьев Гримм в стиле мистического хоррор-триллера.

Давным-давно, в проклятой стране, пораженной голодом и эпидемией, родители выгнали из дома 16-летнюю Гретель (София Лиллис) и ее младшего брата Гензеля (Сэмми Лики). Мать и отец были готовы убить своих детей, только бы не видеть их страданий. Дети, брошенные на произвол судьбы, были обречены на верную гибель. Они бродили по лесу в поисках пропитания. И, несмотря на помощь благородного охотника, они скоро теряются в дремучем лесу. Кажется, гибель неминуема. Неожиданно Гретель и Гензель набредают на хижину, откуда доносятся чарующие запахи пирожков и других вкусностей. Они кидаются в дом, не подозревая, кем окажется добродушная — на первый взгляд — пожилая хозяйка (Элис Криг)…  Дети пугаются, слыша странные шепоты о потерянных детях и волшебных воплощениях, которые раздаются словно из самих стен дома. Но сможет ли Гретель защитить своего младшего брата, или девушка поддастся искушениям, которые поднимаются в ней?

Мифы и легенды

Некоторые сказки и истории, погружаясь в самую чащу подсознания, как корни, переплетая миф и историю, задерживаются во внимании человечества на века. «Гензель и Гретель» — одна из самых знаменитых сказок мира. Ее переиздавали миллионными тиражами, ставили в театрах, по ее мотивам снимали фильмы. Архетипы притчи, заложенной в этой сказке, всегда резонировали с сюжетным потенциалом.

Режиссер Оз Перкинс читал эту сказку своим детям и наслаждался вечными уроками, которые лежат в ее основе.  «Я мгновенно принял сценарную идею о том, что сказки, а особенно — сказки братьев Гримм, страшны по своей сути. Они всегда проводят героя по грани жизни и смерти», — рассказывает Перкинс.

Сказку о брате и сестре, которые в поисках еды бродят в Очарованном лесу и вдруг набредают на дом из конфет, братья Гримм впервые опубликовали в 1812 году. Но происхождение легенды намного старше, ее элементы можно найти в рукописях 14 века. Мифы о брошенных детях находят отголоски в сказках Шарля Перро и других европейских авторов.

«Оригинальная сказка была создана в 14 веке, во время Великого голода, — рассказывает художник-постановщик Джереми Рид. — Чтобы выжить, мать и отец бросают своих детей в лесу, а те попадают в дом к ведьме».

Гретель

Сценарист Роб Хейс создал свой вариант интерпретации этой древней истории, поменяв имена персонажей уже в названии, сместив акцент с общей точки зрения на точку зрения Гретель.

«Я хотел, чтобы Гретель была несколько старше, чем Гензель, — рассказывает режиссер фильма Оз Перкинс. — Обычно в этой сказке мальчик и девочка – два 12-летних подростка, а у нас Гретель — 16, а Гензелю 8 лет. Нам было важно создать ситуацию, когда Гретель вынуждена повсюду, куда бы она ни пошла, таскать с собой младшего брата. Ведь развитию, росту молодого человека часто мешают привязанности, вещи и люди, которых он любит».

«Гретель — главный герой нашей истории, — добавляет исполнительный продюсер компании Automatik Сандра Йи Линг. — «Гретель и Гензель» — история взросления и становления личности девушки».  

Оказалось, что и  София Лиллис, исполнительница главной роли, любила сказку «Гензель и Гретель» с самого детства, поэтому с огромным интересом присоединилась к проекту. «Этот фильм — история о девочке, которая растет, не зная, что она наделена особой силой, — говорит София Лиллис. – Еще в юные годы она уже знает бедность, страдание, смерть, но самое страшное – это искушение темных сил, которое обрушивается на ее юную душу».

«Забота о Гензеле сделала Гретель любящей и бескорыстной, — добавляет режиссер. — Но есть в ней такое качество, присущее подросткам, как любопытство к самой себе, к собственной внутренней силе. В таком зрении внутрь себя всегда таится опасность заглянуть в бездну».

София Лиллис считает, что видение режиссера намного страшнее, чем оригинальная сказка. «Эту сказку, которая пугала нас в детстве, Перкинс решил переосмыслить для взрослых. Фильм повергает в ужас!»

София Лиллис

В роли Гретель выступила звезда культового хоррора «Оно», 17-летняя звезда София Лиллис. За эту роль София стала обладательницей Премии канала «MTV» 2018 года.

«София — актриса, к которой сейчас обращено внимание зрителей всего мира. Она очень популярна, снимается в масштабных, крупных проектах, — рассказывает режиссер Оз Перкинс. – Когда мы начали работать, я узнал, что она — невероятно открытый и дружелюбный человек. А еще София — настоящая кинозвезда: она совершенно преображается во время съемок. Кажется, обычная молодая девушка с восточного побережья США, но в ту минуту, когда София впервые встала перед камерой, я воскликнул: «Господи, это Гретель!» Она просто прорасла в образ своей героини».

«Я люблю сказки, особенно — страшные сказки братьев Гримм, — рассказывает Лиллис. – Но  из сценария я знала, что фильм будет отличаться от оригинальной сказки. Мне нравится играть роли с «темной стороной», интересно проникать в образ мышления людей, души которых коснулось зло.  Я была счастлива стать частью этого проекта».

Съемки

Съемки хоррора «Гретель и Гензель» проходили в Ирландии.

«Нам нужно было найти места, в которых бы сочетались красота и суровость, которые бы были реальны и волшебны, как сказка, — рассказывает исполнительный продюсер Automatik Сандра Йи Линг. – Место и время действия — лес, зима. Все это мы нашли в Ирландии».

«Ирландия — это красота и тайна, — соглашается Оз Перкинс. — Куда ни кинешь взгляд, везде – потрясающая, чарующая, пугающая даже, холодная красота, вечная, как сказка. «Гретель и Гензель» — не сельская драма с глянцевой открытки. Мы хотели сделать стильный, кинетический фильм для широкой аудитории».

В одной сцене Гретель и Гензель находят убежище от дождя в небольшом заброшенном доме. «Когда они заходят внутрь, на них набрасывается истощенный голодом человек, который пытается съесть их, — вспоминает София Лиллис. — Этот несчастный — воплощение того, что могло ждать Гретель и Гензеля, если они слишком долго пробудут в лесу без еды, воды и людей. Они могли бы стать точно такими же людоедами, как он. Это настоящий кошмар!»

Эта сцена была снята недалеко от  Дублина, в бывшем охотничьем домике, который называют The Hell Fire Club – «Клуб адского пламени» на Монтпилиер-Хилл. «Клуб адского пламени» — это массивное каменное строение, старый разрушенный охотничий домик, построенный в начале 1700-х годов, — рассказывает режиссер Оз Перкинс. — В его конструкции были использованы камни прямо с соседнего захоронения и камни святилища друидов. Думаю, легенда о том, что дьявол играл в там карты, весьма правдива…».

«Клуб адского пламени» входит в списки самых зловещих мест на земле. 

«Да, это место знаменито своим демоническим прошлым и спиритическими сеансами, — рассказывает невозмутимая Лиллис. – Когда мы только начали снимать, я боялась, была взволнована. Но потом оказалось, все не так страшно. А еще мне очень понравились ночные съемки».  

В другой сцене Гретель и Гензель находят в лесу на таинственные грибы. От голода дети набрасываются на них, но уже после первого кусочка  — по сценарию — у них возникает приступ смеха. Актеры так прекрасно играли этот мистический хохот, что он мгновенно перекинулся и на съемочную группу, которая плакала от смеха рядом с актерами.

Режиссер

Оз Перкинс – сын актера Энтони Перкинса, который сыграл Нормана Бейтса в фильме Альфреда Хичкока «Психо». И сам Оз начал свою карьеру в кино как актер, сыграв Нормана Бейтса в юности в фильме «Психо 2». Оз Перкинс также известен своими актерскими работами в фильмах «Звездный путь», «Волк», «Секретарша». Безусловно, артистический опыт помогает режиссеру в работе с актерами. «Он знает, что значит быть актером и как работать с актерами, — говорит София Лилис. — Актерский опыт — это одна из величайших ценностей, которые может иметь режиссер. А еще Оз очень  добрый и внимательный. В конце каждого дня он приходит ко мне и говорил: «Спасибо, что работаешь со мной». После таких слов ты готов выкладываться на площадке без остатка».

Стиль

Несмотря на то, что в основании фильма — немецкая сказка, «Гретель и Гензель» — это история, лишенная конкретного времени и места. Режиссер и художники стремились создать ужасающую сказку, которая живет где-то подсознании зрителя. «Конкретное место или время очень ограничили бы эту историю, — говорит режиссер Оз Перкинс. — Мы хотели использовать произведения искусства разных эпох, подлинные исторические атрефакты, предметы старинной культуры и современного дизайна, чтобы создать нашу собственную вселенную. Получилась, на мой взгляд, любопытная эклектика».  

«Гретель и Гензель» это потрясающе красивый фильм, — признается София Лиллис. — Он фокусируется на мистических, темных, но невероятно живописных, гранях этой сказки. Современная минималистичная манера съемки сделала фильм еще прекраснее и страшнее».

Все костюмы для героев были разработаны специально для фильма: шляпы сшила ирландская модистка, обувь – сапожник, работающий по старинным технологиям. Кольцо ведьмы, которое играет определенную роль в повествовании, было разработано ирландским ювелиром. Одежда Гретель и Гензеля была изготовлена из светло-серого льна с цветными акцентами. Передник Гретель — отголосок знаменитого костюма Дороти из «Волшебника Страны Оз».

Метафора и аллегория, присущие всем традиционным сказкам, тонко заложены в фильме «Гретель и Гензель»: зеркало, как образ моральной хрупкости, встречается в фильме на протяжении всей истории. Образы еды, хлеба напоминают библейские сказания о воскресении и возрождении. Мотивы демонических треугольных форм можно заметить в интерьерах, архитектуре и дизайне костюма.  

«Гретель и Гензель исследуют самые глубинные детские страхи, — рассказывает режиссер. — Речь идет о страхе утраты невинности, о страхе быть изгнанным в мир прежде, чем ты будешь готов к взрослой жизни. Страх того, что люди, призваннве заботиться о тебе, отвернутся от тебя. Хуже того, речь идет об ужасающей правде о том, что взрослые часто обманывают детей. Да, и в современном мире, где нет эпидемий и голода, встречаются взрослые, которые обманывают, отказываются от детей…»