Фестиваль «Точка доступа»

С 8 по 26 июля в Петербурге пройдет VII Международный Летний фестиваль искусств «Точка доступа». Средствами театра и современного искусства фестиваль продолжает исследовать городскую среду и задавать вопросы о времени, обращаться к актуальному контексту жизни в стране и мире. Афиша 2021 года соберет больше 20 проектов, проходящих как в физическом, так и в цифровом пространстве — зрителей ждут путешествия по Ленобласти в поисках себя, загадочные посылки от неизвестного отправителя, знакомство с неожиданных сторон с самой закрытой страной мира — Северной Кореей, геймифицированные разговоры на острые и чувственные темы. Площадками фестиваля станут киностудия «Ленфильм», Музей Арктики и Антарктики, бутик-отель Wynwood, особняк Общества «Знание» и многие другие.

Основная программа

«Точка доступа» — один из немногих российских фестивалей, создающих собственные спектакли. В 2021 году под руководством кураторов Алексея Платунова и Юлии Клейман «Точка доступа» выпустит 8 премьер, рожденных в тесном диалоге с художниками. Проекты Основной программы очень разные. Среди них исследование роли женщин в истории кино от команды «Вокруг да около», мультижанровый проект норвежца Мортена Тровика, где отрывки книги о Северной Корее прочитает, например, Владимир Познер, и (это, пожалуй, самый загадочный проект) длящийся неделю перформанс, где Роза Хайруллина отрекается сама от себя. У каждого спектакля Основной программы есть цифровой двойник — зрители смогут посещать физические пространства и подключаться к проектам через telegram, zoom, специальные лендинги.

Юлия Клейман, куратор фестиваля «Точка доступа»:

«Если попытаться обобщить события Основной программы, которая вообще-то очень разнородна (чем мы скорее гордимся, а не наоборот), то ее лейтмотивом можно считать проявление скрытого. Режиссеры — кстати тоже недопроявленные российским театральным контекстом — в своих проектах обращаются к феномену индивидуальной и коллективной памяти, к забытым явлениям и ощущениям. Это спектакли для очень небольшого числа зрителей, для вдумчивого и неторопливого погружения, это приключения и путешествия, чаще всего — к самим себе».

Проекты Основной программы:

  • Спектакль-путешествие «Бегуны» по роману Нобелевского лауреата Ольги Токарчук, режиссер — Илья Мощицкий;
  • Иммерсивный спектакль «Симулятор школы», режиссер —Пётр Куркин;
  • Перформативное отречение от имени знаменитой актрисы Бенефис Розы Хайруллиной. Команда проекта: Роза Хайруллина, Леон Целебровски, Сергей Чехов, Анастасия Юдина;
  • «Необъяснимо прекрасно» — серия восстановленных и адаптированных к сегодняшнему дню и состоянию культуры перформансов прошлого, авторы — Ваня Демидкин и Артём Томилов;
  • Документальное путешествие, посвященное невидимым женщинам «Ленфильма», «Билет в кино», авторы — творческая лаборатория «Вокруг да около»;
  • Серия миниатюрных инсталляций, посвященная экологическому сознанию, «Маленькие плохие человечки», авторы — Юлия Преображенская, Елизавета Скоробогатова, Ксения Перетрухина;
  • Кукольный спектакль-прогулка «Выходные бывают только раз в неделю», создатели — Ксения Перетрухина, театр Karlsson Haus;
  • Документальный проект о Северной Корее «PARTY SONGS»,художественный руководитель — Мортен Тровик (Норвегия);

Свободная программа

Свободная программа «Точки доступа» — это, в первую очередь, площадка для разных высказываний о настоящем и будущем перформативного искусства. Из 378 заявок в программу было отобрано 15 проектов, каждый из которых так или иначе отражает не только художественные тенденции, но и различные грани актуальной повестки. В спектаклях Свободной программы поднимаются вопросы экологии и телесности, чувственности и социального устройства. Авторы обращаются к исследованию технологий, работают с личными и общественными травмами.

Филипп Вулах, директор фестиваля «Точка доступа»:

«Свободная программа “Точки доступа” формируется, опираясь на эмоциональный и содержательный импульс, исходящий от участников. Фестиваль создает инфраструктуру для того, чтобы их голоса могли быть услышанными. И во всех присланных заявках, и в тех проектах, реализовать которые в этом году удалось, обнажаются острые для российского и мирового контекста темы, проявляются болевые точки. Фестиваль приглашает зрителей попробовать почувствовать, каким может быть будущее современных исполнительских искусств. Что сегодня сработает и срезонирует времени, мы можем узнать только вместе». 

Проекты Свободной программы:

  • «33 сестры» — перформанс, состоящий из монологов девушек о личных проблемах и времени. Куратор — Александр Шумилин, театральная компания «немхат»;
  • «Центр русской эмиграции» — иммерсивный спектакль, построенный на доведенной до абсурда бюрократии. Постановка театральной компании «Невозвращенцы»;
  • «Озеро, где ты живешь и вокруг которого ходишь» — аудиоспектакль,  посвященный фольклору народов Карелии и Кольского полуострова. Авторы — Алина Шклярская, Даниил Коронкевич;
  • «Современная природа» — музыкальный медиаспектакль по тексту Дерека Джармена. Режиссер — Элина Куликова;
  • «Теодицея на минималках» — интерактивный спектакль, исследующий поведение людей в социальных сетях. Режиссер — Полина Колозариди;
  • «Северное сияние» — спектакль-разговор о природе желания. Режиссеры — Елена Ненашева и Вика Привалова;
  • «Здравствуй еще раз» — исследование чувственности в цифровом пространстве.

Авторы — Мария Пацюк, Евгений Зайцев;

  • «Мы выйдем с собой погулять в лес» — аудиопрогулка для одного. Автор — Фёдор Елютин, компания Импресарио;
  • «Sender unknown» — спектакль-конструктор, построенный на взаимодействии зрителей и загадочной посылки. Создатели — группа United Solitude UnLtd;
  • «Робот Костя» — чеховская «Чайка» в исполнении роботов. Автор — Иван Заславец;
  • «Стая» — онлайн-игра, проверяющая уровень ксенофобии зрителя в постапокалиптическом мире. Создатели — Анастасия Киреева, Никита Альтман, «Театр Живого Действия»;
  • Перформативная конференция «Между прокрастинацией и акселерационизмом: актуальные поэтические практики в эпоху прекарного труда» — разговор об актуальной поэзии и современной гуманитарной теории. Автор — Роман Осминкин;
  • «EMBODIED INTERNET» — перформативное исследование взаимодействия тела и киберпространства. Авторы — Катя Бондарь, Аня Толстухина, Наташа Алексеева;
  • «(Не)естественное» — перформативная экоопера соучастия. Авторы — Юрий Сорокин, Анна Гилёва, Ню Симакина, Дима Ефремов;
  • |общее место| — спектакль-playbook для одного зрителя  Авторы — Полина Кардымон, Элина Куликова.

Просветительская программа и Лаборатория границ

Пандемийный опыт 2020 года подарил команде фестиваля важное знание — чтобы пригласить лектора из Америки, Австралии или Германии, не нужно покупать билеты на самолет, пытаться втиснуться в его забитый график и ждать визу. Онлайн-лекции решают все эти проблемы. Сохранив этот подход в 2021 году, мы посвятили Просветительскую программу истории и современности перформанса. Часто элементы программы «Точки доступа» достаточно сложно атрибутировать: что из представленного в программе — театр, где начинается и заканчивается спектакль, можно ли говорить о сцене, если стоишь посреди леса?  Программа рождена в попытке найти альтернативную теоретическую опору для того зрительского опыта, который фестиваль предлагает. Расписание и имена лекторов будут опубликованы позже.

Кроме того, в 2021 году «Точка доступа» вместе с итальянским художником и визионером Джан-Марией Тозатти собрала команду из 20 авторов (композиторов, хореографов, художников), чтобы исследовать границы в прямом и переносном смысле. «Лаборатория границ» пройдет с 5 по 11 июня между Россией и Эстонией — Ивангородом и Нарвой. Финалом лаборатории станет создание сайт-специфических эскизов в местных локациях.

Алексей Платунов, куратор фестиваля «Точка доступа»:

«Главное, с чем мы работаем — это не создание какого-то отдельного продукта или линейки продуктов, а создание среды. Просветительская программа позволяет нам погрузить зрителя в контекст, проработать ту или иную тему. Когда вы спрашиваете — что я только что посмотрел?! — ответом является серия лекций. Лаборатория же позволяет нам создать среду совместной интенсивной работы, которая потом приведет к результатам как ожидаемым (например, один из проектов Основной программы этого года вырос из Лаборатории 2019 года), так и совершенно непредсказуемым — посеянные семена могут прорасти в любом месте».