Петербургская филармония отметит день рождения Брамса исполнением обоих его фортепианных концертов в один вечер

7 мая, в день рождения одного из крупнейших композиторов XIX века, Иоганнеса Брамса, в Большом зале Петербургской филармонии прозвучат оба фортепианных концерта, написанных композитором: на сцене – Заслуженный коллектив России под управлением народного артиста России Феликса Коробова, солист – известный петербургский пианист Петр Лаул. Музыканты не впервые представят собрание фортепианных концертов одного автора в одной программе: в 2021 году они исполнили все пять фортепианных концертов Бетховена в один вечер.

Иоганнес Брамс – эстетический наследник великого Бетховена: во второй половине XIX века, когда композиторы были увлечены сочинением одночастных, поэмных, программных пьес, он сохранял верность чистой музыке и циклической форме. Находились те, кто обвинял Брамса в старомодности, но время все расставило по местам, сегодня его симфонии и фортепианные концерты – важнейшая часть мирового симфонического репертуара.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1858) стал первым крупным оркестровым сочинением Брамса. Судьбоносным для молодого композитора стало знакомство с Робертом и Кларой Шуманами в 1853 году: Роберт – один из крупнейших немецких композиторов своего времени – провозгласил юношу гением, тем самым прославив его имя и возложив на него колоссальную ответственность, он же побуждал молодого автора к созданию крупной оркестровой формы. Важность этого человека для Иоганнеса была необычайной. Известно, что вскоре после попытки Шумана покончить с собой, за которой последовало принудительное помещение его в дом для душевнобольных, Брамс сделал первые наброски драматических, мятежных тем, которые в итоге вошли в его первый фортепианный концерт.

Второй концерт появился на свет спустя долгие двадцать два года после Первого, за это время автор из хрупкого и застенчивого юноши превратился в признанного мастера. Разница жизненных обстоятельств и самоощущения композитора нашла отражение в характере концертов: Первый – воплощенный порыв, Второй – зрелая уравновешенность.

Не будет преувеличением сказать, что важную роль в создании обоих концертов сыграла Клара Шуман. Безусловно, соблазн связывать самую проникновенную брамсовскую лирику с образом этой выдающейся пианистки, незаурядного композитора и супруги Роберта Шумана велик: немногочисленные дошедшие до нас письма свидетельствуют о том, что, еще юношей влюбившись в Клару, Брамс пронес чувство к ней, как бы оно ни менялось с годами, через всю жизнь. Однако о связи фортепианных концертов с Кларой можно говорить и в самом конкретном смысле: Брамс сам признавался, что медленная часть Первого концерта – не что иное, как ее «нежный портрет», а проникновенная мелодия виолончели, открывающая медленную часть Второго концерта восходит, по мнению исследователей, к Фортепианному концерту самой Клары.

Феликс Коробов – главный дирижер Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Сотрудничал с выдающимися балетмейстерами – Джоном Ноймайером, Олегом Виноградовым, Юрием Григоровичем. Ввел в театре практику симфонических концертов, представив вечера музыки Рахманинова, Равеля, Шостаковича, Бетховена и др. В качестве солистов в концертах оркестра театра участвовали Пауль Бадура-Шкода (Австрия), Дмитрий Башкиров, Денис Мацуев, Саяка Сёдзи, Хибла Герзмава, Сергей Лейферкус, Владимир Галузин и другие исполнители. В московском театральном репертуаре Феликса Коробова свыше 30 оперных спектаклей, в том числе пять опер Н.А.Римского-Корсакова, оперы Чайковского, Россини, Пуччини. Сотрудничал с симфоническими оркестрами в России, в Германии, Финляндии, Италии, Китае, Эстонии, Латвии, Испании, Грузии, США. Первый исполнитель (как виолончелист и дирижер) многих произведений современных композиторов. С 2017 года сотрудничает с театром alla Scala — постановки «Онегин» (2017), «Манон» (2018), «Спящая красавица» (2019), Баланчин/Килиан/Бежар (2019), «Онегин» (2019).

Пётр Лаул – один из самых известных и востребованных петербургских пианистов: он концертирует не только в лучших залах Санкт-Петербурга и Москвы – в Большом и Малом залах Петербургской филармонии, Концертном зале Мариинского театра, Большом и Малом зале Московской консерватории, Концертном зале им. П.И. Чайковского, Светлановском и Камерном залах Московского дома музыки, но и на престижных концертных площадках Парижа, Нью-Йорка, Амстердама, Утрехта, Бремена, Базеля, Монпелье, Токио, Брюсселя, Монако и Лиона. Пианист активно сотрудничает с Radio France Classique (Франция), Radio Bremen (Германия), радио «Орфей» (Россия), а также с телеканалами Arte (Франция), «Культура», «РТР» и «Санкт-Петербург — 5 канал» (Россия). Записи Петра Лаула выпущены фирмами Naxos, Aeon, Onyx, Harmonia mundi, Querstand, Integral Classic, King Records. Среди значительных работ в этой сфере – диски с записью произведений Скрябина (2006), всех трио и виолончельных сонат Брамса (2007, 2008), скрипичных сонат и трио Шумана (2010).

Билеты на концерт 7 мая доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии. Владельцы Пушкинских карт могут приобрести билеты на этот и множество других концертов филармонии со скидкой до 50%.

*Фото Стас Левшин