75 лет народному артисту России Георгию Корольчуку

2 августа 2021 года исполняется 75 лет актеру Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, народному артисту России, режиссеру и замечательному человеку Георгию Корольчуку.

А годы летят… Действительно, годы летят безостановочно, быстро, порою незаметно… Казалось, совсем недавно у Георгия Алексеевича был юбилей в 65, потом в 70 лет… Год назад отмечали творческий полувековой юбилей… Невероятно, как утекает время, и только по вновь прибывшим молодым, по «взрослеющим» ролям вдруг замечаешь, что актер становится старше, мудрее, переходит вдруг из «среднего» поколения в «старшее»…

Георгий Алексеевич – это как раз тот пример, когда нет признаков ни внешнего, ни внутреннего старения. Лишь глаза более пронзительны, слова — скупее и реже, мысли – точнее, жилы  — тоньше, сил – меньше, дух – мощнее, терпения, сострадания и любви – бесконечность….

В 2020 году исполнилось полвека, с того дня, как юный Юрочка Корольчук впервые вышел на профессиональную сцену, которой ни разу не изменил. Он учился у большого мастера – Рубена Агамирзяна, и сразу после окончания был приглашен в свой единственный и родной сегодня театр – Театр им.В.Ф.Комиссаржевской.

В отличие от множества артистов, у Георгия Корольчука практически не было творческих пауз – две, три, а то и четыре премьеры в год – обычное явление. Но случился период (с 2007 по 2015), когда вдруг про актера немного забыли… А с 2016 открылось «второе дыхание», когда вышел спектакль «В одном департаменте…» по произведениям Н.Гоголя, где актер сыграл того самого Башмачника и выступил режиссером спектакля, и снова завертелись-замелькали премьеры в послужном списке актера: «В осколках собственного счастья…» по произведениям М.Жванецкого, «Доктор Живаго» по роману Б.Пастернака, «Матрёнин двор» по рассказу А.Солженицына, «Женщина-змея» К.Гоцци, «Мизантроп» Ж.-Б.Мольера, спектакль-концерт «Я вернулся в мой город…», «Дуэль» А.Чехова.  

из рецензии на спектакль «В осколках собственного счастья…»

«…менее известные тексты «позднего» Жванецкого режиссер поручил Георгию Корольчуку и Ефиму Каменецкому. Тут дело не столько в возрасте, сколько в опыте и характере дарований корифеев Театра Комиссаржевской. Георгий Корольчук (Тромбон) откровенно и жестко – чертики в глазах так и пляшут! – иронизирует на тему «старость не радость» (Е. Алексеева. Дежурные по жизни/ Санкт-Петербургские ведомости, 2 февраля 2017);

из рецензии на спектакль «В одном департаменте»

 «…бедный Башмачкин, в ночной рубахе и мягких стоптанных тапочках, еще вовсе не чуя скорой своей погибели, до того трогательно кружится в танце под волшебный «Прощальный вальс» Шнитке, что зал — губки бантиком, бровки домиком — совершенно замирает в полнейшем умилении, преисполненный сострадания и сочувствия. В такие дивные моменты (а спектакль сплошь из них состоит) петербургское мракобесие и жестокая, промозглая сырость словно бы отступают» (М.Кингисепп …И другие лица/ рецензия на спектакль «В одном департаменте…»// Инфоскоп, ноябрь 2016). 

Народный артист России Георгий Корольчук родился в Ленинграде, в 1970 г. окончил Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии (сегодня – СПГАТи, класс профессора Рубена Агамирзяна) и в этом же году поступил в театр им. В. Ф. Комиссаржевской.

            Критика восторженно писала о непривычно молодом Швейке, о молодом Теймуразе из спектакля «Не беспокойся, мама!». В кино актер стал сниматься с 1965 года, а его светлый гармоничный тихий дьякон Победов из кинофильма И. Хейфица «Плохой хороший человек» (1973 г.) принес молодому артисту популярность. Спустя почти 40 лет артист сыграет в спектакле «Дуэль» уже Никодима Александровича.

Уже в первых его работах открылись мягкий лиризм, обаяние неординарной личности и человеческая мудрость. Актер снимался в фильмах «Преступление и наказание», «Обыкновенная Арктика», «Снежная королева», «Весна театра», «Шаг навстречу», «Сладкая женщина», «Разведенные мосты» и многих других.

Но всегда приоритет в творчестве Георгий Корольчук отдавал театру. Взлет его актерской карьеры был стремителен. Много эпитетов было дано редкой органике этого удивительного артиста с кошачьей пластикой и лукавым взглядом. Светлые юноши с умными, проницательными глазами, забавные комические персонажи, хитрые вельможные особы, персонажи высокой трагедии   — находили своё воплощение в богатом актерском «сундуке» Георгия Корольчука. Становясь свидетелями и соучастниками импровизаций, пародий, розыгрышей, реприз артиста, зрители с удовольствием окунаются в это театральное пиршество. Но, обладая редким даром театральной клоунады, артист владеет при этом и уникальным чувством вкуса и меры.  Ажурное психологическое письмо и глубокое понимание человеческой природы стали отличительным почерком его последних работ.

Смешливый и добрый Николка его юности из «Дней Турбиных»; несчастный фанат Робеспьер; озорной Незнайка; могущественный Горацио; свято верящий в божественную волю Федор в «Царе Борисе»; комический старец Дон Луис из «Дон Жуана»; проницательный Удря из «Безымянной звезды»; мудрый Ворон  из «Двенадцати месяцев» и всем котам Кот из «Клятвы маркиза Карабаса»;  трагический Санин из «Утоли моя печали…» — все эти роли накатывают, подобно волнам,  с различной пульсацией сердца. 

Им создана необычайно яркая галерея образов героев своего времени — от веселого властного шута с трагическими глазами до усталого и безнадежно доброго царя Федора Иоанновича в знаменитом спектакле Р.Агамирзяна «Царь Федор Иоаннович». Восхищались его светлым Николкой Турбиным, становились свидетелями его импровизаций, пародий и реприз в «Полоумном Журдене». Каким бы ни был характер очередной роли Корольчука — будь то беспощадный несчастный фанат Робеспьер, трагический царь, озорной Незнайка или могущественный Горацио — на всех лежит печать талантливой светлой личности.

Артист сыграл множество ролей мирового репертуара в спектаклях по произведениям М.Твена, И.Шварца, А.К.Толстого, Н.Гоголя, Г.Горина, В.Розова, К.Симонова, М.Булгакова, Б.Стейвиса, А.Пукемаа, Ж.Ануя, Д.Голдмана, А.Островского, Ф.Феллини, Н.Эрдмана, К.Людвига, Дж.Ричардсона, М.Фриша, Ж.-Б.Мольера, М.Себастиана, С.Маршака, У.Шекспира, К.Гоцци,  Б.Пастернака, А. Солженицына, А.Чехова и других.

Спектакли знаменитого режиссера  Рубена Агамирзяна органично вписались в творческую судьбу артиста. Г. А. Корольчук имеет богатый педагогический опыт работы в Театральной Академии, где он преподавал еще на курсах своего учителя. Этот опыт делает артиста и режиссера незаменимым и востребованным в своей профессии. Сегодня Георгий Корольчук — один из самых востребованных и любимых актеров театра. Кроме этого он, бесспорно, принадлежит к числу тех редких актеров, на которых держится театр-дом. Именно таким видел и создавал театр его учитель Рубен Агамирзян

В Театре им.В.Ф.Комиссаржевской он поставил несколько спектаклей. Не разрешая называть себя режиссером, Г.Корольчук сочиняет спектакли для того, «чтобы прожить и пообщаться в теплой компании с дорогими ему людьми отрезок жизни, еще что-то узнать друг про друга…».  Его спектакли – не шумные, не скандальные,  — не открывают новых концепций и горизонтов в театре, но вызывают теплую волну в зрительном зале и, как ни странно, являются долгожителями репертуара. Так, спектаклю «Тише, афиняне!» — уже 16 лет, «Утоли моя печали…» — 21 год, «Страстям по дивану» — 11 лет, «В одном департаменте…» (сорежиссер) – 5 лет. «Не концептуальный» спектакль «Страсти по дивану» целый месяц феерично гастролировал по Америке, объездив 10 городов.

Семейную историю в спектакле «Утоли моя печали» С.Буранова режиссер прочел, как хронику нашей жизни, в которой каждый зритель узнает себя. В спектакле «Страсти по дивану» его персонажи – женщины одной семьи и четырех поколений – проходят трудный путь к пониманию друг друга через терпение и любовь… Спектакль «Тише, афиняне!» — история вневременная, вечная – о жертвенности и высоком звании человека – сегодня не самые популярные темы. Спектакль «В одном департаменте» режиссеры ставили о сегодняшних маленьких людях, которые  боятся, мучаются, рефлексируют и… не справляются с окружающей действительностью.

Тема спектаклей Георгия Корольчука – это  обучение людей любви друг к другу через испытания, боль и разочарования; размышления о человеке, выживающем в новой жизни с достоинством…. Да и сам Г.Корольчук внимателен к тем, кто с ним рядом, ему интересна жизнь каждого, с кем сталкивает судьба: монтировщика и костюмера, актера, билетера и зрителя….

А еще он поэт. Поэт любви и нежности. То, как и какие посвящения он пишет для коллег и друзей «по цеху»,  — достойно отдельного издания.  И когда-нибудь, быть может, нам это удастся сделать…

Можно много рассказывать о заслугах этого человека, об его актерских достижениях в театре и кино, о режиссерских работах и собственном семейном театре, о творческих вечерах, телеспектаклях и прочитанных книгах на радио. Более полувека в одном театре – это судьба.  Если попробовать перечислить все спектакли, в которых играл Георгий Корольчук с 1970 года, то не хватит «эфирного времени», как это модно говорить сейчас. Около 80 спектаклей, более 40 ролей в кино, 10 режиссерских работ, постановки к юбилеям и событиям театра.  

…он служит здесь, ежедневно доказывая прописную истину – «талантливый человек талантлив во всем». Продолжая играть на сцене Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, он поставил на ней несколько востребованных публикой спектаклей: «Утоли мои печали…», «Тише, афиняне!», «Страсти по дивану»  и др.). Его голос не только звучит за кадром многих зарубежных лент, которые ему довелось дублировать, он известен и как киноактер, когда-то попавший в кино почти случайно, а затем снявшийся в самых известных советских лентах: «Снежная королева», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Плохой хороший человек», «Сладкая женщина», «Моонзунд». Он не только педагог с огромным стажем, он – наставник, человек, с которым можно беседовать часами… (Е. Омецинская «Георгий Корольчук»/ Аргументы недели Санкт-Петербург, 18 августа 2017)

Страница Г.Корольчука на сайте театра: https://www.teatrvfk.ru/truppa/korol-chuk/