11/12 — «Аквариум». «Знак Огня» в БКЗ «Октябрьский»
11 декабря в БКЗ «Октябрьский» Борис Гребенщиков и «Аквариум» в представят в Петербурге новый альбом «Знак Огня».
«Не предпринимай ничего, пока я не дам тебе знак» — БГ
11 декабря в БКЗ «Октябрьский» Борис Гребенщиков и «Аквариум» в большом «знаковом» концерте представят в Петербурге свою новую пластинку «Знак Огня». Поклонники БГ не понаслышке знают, что автор не ограничит программу только исполнением материала своего последнего резонансного альбома, прозвучит ещё много вечного и любимого из обширной дискографии группы, воспитавшей уже несколько поколений интеллектуалов. Да и публика обычно долго не отпускает любимого артиста. Однажды Борис Борисович впал здесь в такой музыкальный раж, что концерт закончился уже после двенадцати, и половина зала едва успела на метро.
В конце июня Борис Гребенщиков выпустил новый альбом, который вместе с предыдущими работами «Соль» (2014) и «Время N» (2018) составил музыкальную трилогию. После отчаяния и тоски первых двух альбомов в «Знаке Огня» БГ возвращается к фирменной «аквариумной» радости и свету. «Больше всего радует то, что он сложился и вышел совсем не таким, каким был задуман. Когда автор сам удивляется плодам своего творчества — это непридуманное, а значит, настоящее, говорит Борис Борисович. — После двух довольно тяжелых альбомов («Соль» и «Время N») я мечтал записать легкий, прочный и веселый альбом. Как бы не так. Все поменялось, но происходило это естественно, все само по себе вставало на место. И когда встало — бабах! Вот теперь картина цельная».
«Если взять на веру собственный тезис БГ о том, что, дескать, «Аквариум» – это коллективное неожиданное чудо, а БГ – это «простая и прямая передача от сердца к сердцу, исповедь, покаяние, признание, вырвавшееся вопреки всякому здравому смыслу», то стоит повнимательнее вслушаться в слова нового альбома» — «Ведомости»
Гребенщиков подчёркивает, что буквы БГ на обложке совершенно не означают того факта, что альбом «Знак Огня» сольный. Ведь, по сути, БГ — это псевдоним «Аквариума», а «Аквариум» для Гребенщикова— неожиданное и странное чудо с солнцем в сердце. Поначалу Борис Борисович, работая над пластинкой полтора года, вообще был уверен, что это будет новый альбом группы. Но потом вдруг понял, что бывает время, когда нужна простота и исповедальное раскрытие души: «Но человек предполагает, а Бог располагает. «Знак Огня» получился окончанием трилогии «БГ», начатой «Солью» и «Временем N». Видит Бог, я этого не планировал», — признаётся он.
«Гребенщиков всегда учил слушателя, что песни не обязательно должны быть о чем‑то. Здесь возвращение вороха отсылок и цитат, которых была лишена та же «Соль», дает немного подступиться к пониманию корпуса его текстов» — «афиша»
В альбом «Знак огня» вошли песни, которые сочинялись на протяжении последних семи лет. На некоторые из них были сняты клипы, некоторые звучали на концертах, некоторые БГ исполнил в рамках своего карантинного проекта «Подношение Интересному Времени». Студийные сессии проходили в Санкт-Петербурге и Лондоне, некоторые партии записывались на Кубе, в Калифорнии и Израиле. Но, по словам автора, именно в альбоме «Знак огня» эти фрагменты собрались в осмысленное целое.
«Знак Огня» — возможно, не лучший альбом Бориса Гребенщикова, но уж точно самый легкий и веселый за последнее десятилетие. А, как известно, смех нужен человечеству для того, чтобы расстаться со своим темным, как ночь, прошлым. В топку его, пусть горит в очистительном огне — как бы сообщает нам БГ: пора подумать о будущем» — Colta
На фоне всеобщей «огненной» ажитации в СМИ почти незаметными остались еще несколько очень важных вещей, а именно выхода в период пандемии ещё трёх альбомов мастера: «Аквариум in Dub» (совместной работы с отцом-основателем реггей Lee Scratch Perry); пластинки «Аквариум» — «Песни Джорджа», основу которой составили композиции, написанные на стихи Анатолия Гуницкого и сборника «Услышь меня, хорошая», куда вошли «песни городских окраин, которые у всех на слуху».
«Если вышедшая осенью 2014 года «Соль» была пронизана ошеломленным отчаянием перед жестокостью рушащегося мира, вышедшее зимой 2018-го «Время N» — злостью, яростью и безнадежностью, то «Знак Огня» отражает неопределенность и сумятицу, но вместе с тем в нем есть и оптимизм, и надежда, и свет» — BBC
Последний альбом Борис Борисович и вовсе подарил благотворительному фонду «Ночлежка», который с 1990 года помогает людям, оказавшимся без жилья, без средств к существованию и чьей-либо поддержки (на государство у нас рассчитывать не приходится). И, конечно, сногсшибательная новость для книголюбов: выход в издательстве АСТ одного из основополагающих текстов философии индуизма, книги «Бхагавад-гита» в переводе Бориса Гребенщикова. Являясь сутью всей ведической мудрости, этот трактат открывает страждущим все тайны бытия, законы природы и тонкость взаимоотношения между Богом и живым существом – то есть, то, что обыкновенно происходит со слушателями на концертах «Аквариума».
«Мир говорит: как ты можешь быть так спокоен | Надвигается шторм, который разорвет саму суть бытия |А я говорю: мир, ты не понял | Да, надвигается, шторм | Шторм — это я» — поёт БГ в композиции «Не судьба» — самой, пожалуй, главной песне пластинки «Знак Огня». «Шторм» докатится до Петербурга 11 декабря.
Начало в 19.00. Билеты без наценки – http://9787878.ru/,
Kassir.ru — https://spb.kassir.ru/koncert/akvarium-bg-60
БКЗ «Октябрьский» — https://www.bkz.ru/afisha/akvarium/ (и в кассах)